Слайд 2
В 21 веке, веке
информационных технологий наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего,
ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Воспитывать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности, самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Поэтому меня заинтересовала проблема развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Анализируя результаты анкетирования родителей, пришла к выводу, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию мышления у детей (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования игровых технологий.
Слайд 3
Игровые педагогические технологии
это различные педагогические игры, которые
имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат
Цель
игровой технологии
Не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого
Слайд 4
Целевые ориентиры игровых технологий:
Дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность,
формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности,
развитие трудовых навыков);
Развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий);
Самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;
Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).
Слайд 5
Реализация игровых ситуаций в образовательном процессе происходит по
следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в
форме игровой задачи;
- деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Слайд 6
Игровая технология строится как целостное образование.
- игры
и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и др.;
- группы игр, в процессе которых у ребенка развивается умение отделять вымысел от реального.
Слайд 7
Игры и упражнения я предлагаю детям в совместной
и индивидуальной образовательной деятельности.
В группе создала центр «Знайка».
Слайд 8
Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобовича
Вячеслав Вадимович
Воскобович
по специальности инженер – физик.
Слайд 9
Цель технологии
развитие интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
-
формирование познавательных интересов;
- развитие наблюдательности;
- исследовательский подход к явлениям
и объектам окружающей действительности;
- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.
Этапы технологии:
На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления.
На втором этапе – с помощью образа запоминает понятия, символы.
На третьем этапе – знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия
Слайд 10
Отличительной особенностью
развивающих игр Воскобовича являются:
Многофункциональность.
С помощью игр можно решать большое количество
образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Вариативность.
В рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Слайд 11
Творческий потенциал каждой игры
Развивающие игры дают возможность придумывать
и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.
Сочетание
вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»
Универсальность использования
Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры
В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т. д.
Широта использования
Уникальность развивающих игр Воскобовича состоит в том, что их можно использовать как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в, коррекционных учреждениях, детских развивающих центрах, институте родителей.
Широта возрастного диапазона участников игры
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда ученики средней школы.
Слайд 16
«Чудо-крестики»
Цель игры: научить ребенка свободному пространственному
конструированию. Для этого к рамке с вкладышами прилагается инструкция
с образцами и схемами различных фигур, силуэтов, узоров и орнаментов.
«Чудо-соты»
Цель: развивать сенсорные способности (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера);
- умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей;
- внимание, память;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
Слайд 18
Развивающие игры Воскобовича способствуют::
Эффективному развитию психических процессов
Творческому развитию
детей.
Развитию речи.
Социально-нравственному развитию.
Художественному воспитанию.
Слайд 19
Игровая технология
Бориса Павловича Никитина
Борис Павлович
Никитин — советский и российский педагог, один из основоположников методики
раннего развития, педагогики сотрудничества.
Слайд 20
«Сложи квадрат»
Развитие цветоощущения и сообразительности;составление из частей целого, их
возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
1. Сначала дать образец СК-1, и
СК-2, если различает цвета можно дать сразу 4 квадрата.
2. Увеличивать число квадратов, прибавляя по 1-2 новых.
3. Смешивать кусочки от квадратов, чтобы у ребёнка была возможность рассортировать их сначала по цвету, а затем сложить квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку..
4. Смешивать кусочки от 5-10 квадратов и даже более (до 15 квадратов, в зависимости от возможностей ребёнка, затем разложить квадраты в кучки не только по цвету, но и в порядке номеров (когда дети уже считают и знают цифры), а затем сложить квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.
5. Самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, кусочки которых предварительно перемешаны.
6. Для усвоения нумерации чисел от 1 до 24, перевернув все части квадратов тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждой части квадрата.
7. Задание на время: кто быстрее соберёт.
Слайд 22
Игра – головоломка «Танграм»
Цель данной игры-головоломки, или геометрического
конструктора состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по
образцу и замыслу.
Игра-головоломка развивает:
пространственные представления;
воображение;
конструктивное мышление;
логическое мышление;
комбинаторные способности;
сообразительность;
целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач
Слайд 24
Логические блоки Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и
психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной
основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Слайд 27
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
это множество,
на котором легко обнаруживаются отношения
эквивалентности и порядка.
Цвет и величина, моделируя число, подводят детей
к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования). Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
Слайд 29
Что умеют счетные
палочки?
1)Задачи на построение простых фигур;
2)Задачи на построение сложных фигур;
3)Задачи
на преобразование фигур
(головоломки- добавь/убери палочки)
Слайд 31
Игры на закрепление геометрических фигур
«Геометрические фигуры»
«Развивающее лото»
Слайд 32
Игровые технологии способствуют ускорению процесса развития у дошкольников
простейших логических структур мышления и математических представлений, развивают ум.
Дети стали более внимательными, научились мыслить ясно и четко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) большинство детей группы знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Почти всем понятны способы использования логических игр и применение их на практике;
б) примерно 70% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;
в) дети достигают нужного результата ;
г) работа по развитию мышления на основе логических игр принесла свои плоды: дети стали более активными и умными.