самых древних и могущественных государств Древнего Востока – Египет,
чья культура оставила глубокий след в мировой истории.
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.
Слайд 3
Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные
надписями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и
папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине.
Слайд 4
Периодизация истории врачевания
царский (XXX—IV вв. до н. э.)
греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г.
н. э.)
византийский (395—638 гг.)
Слайд 5
О врачевании
Приёмы врачевания в
Египте зародились за 4000 лет до н.э., а за
2000 лет до н.э. развилась уже довольно большая врачебная специализация. Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с "кипящей медью". Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.
Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Отсюда – жреческая храмовая медицина. Понятия о причинах болезней связывались с религиозными верованиями: болезни – следствие вселения демонических, злых сил по велению богов.
Источники о медицинских знаниях
Источником сведений о древнеегипетской
культуре являются надписи на саркофагах, пирамидах и папирусы.
Наши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников предписаний, свидетельствующих о эрудиции врачей и их отношении к больным. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс).
Слайд 7
Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый
примерно 1950 г. до н.э. Папирус был найден в
Файюмском оазисе, недалеко от поселка Иллахун, но ошибочно назван Кахунским. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике.
Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и некоторые вещества. В целом этот раздел имеет много общего с рецептами папирусов из Рамсессума и Эберса.
Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности (по состоянию женских грудей, цвету лица и глаз), выяснения пола будущего ребенка. Рекомендации аналогичны тем, которые изложены в Берлинском папирусе.
Столь же древними являются два папируса из Рамсессума IV и V. Папирус IV — это магико-медицинский, напоминающий Кахунский, что во многом помогло заполнить лакуны последнего.
Слайд 8
В Берлинском папирусе, написанном примерно в 1300 г.
до н.э., имеются главы о ревматизме и о кровеносных
сосудах, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить.
В папирусе Херста на 18 с половиной «страницах» описывается 260 случаев болезней, из которых 96" упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.
В Лейденском папирусе, написанном примерно в 1250 г. до н.э., приводятся рецепты и описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.
В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло.
Слайд 9
Огромное познавательное значение имеет папирус Эберса. Это справочник
врачей-практиков, датированный 1500 г. до н.э. Он содержит рецепты
лечения различных болезней, диагностические описания, советы, что надо предпринимать при укусах насекомых и крупных животных.
В папирусе имеется косметический раздел, в нем даются советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. В 877 параграфах папируса, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти. Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах.
академик Струве В.В. писал: «В ряде египетских медицинских папирусов мы находим свидетельство существования замечательного учения, названного «Тайна врача — знание хода сердца и знание сердца». Это первый засвидетельствованный в истории человечества проблеск научной теории о возбудителе болезни. Он устанавливает, что основной причиной болезни человеческого организма является изменение в системе кровеносных сосудов, связанных с сердцем, а не чары магов, ведьм и злых духов».
Слайд 10
Хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый 1550 г.
до н. э. поражает своей исключительной научной точностью и
ясностью изложения. 17 колонок на лицевой стороне составляют часть хирургического трактата, самого древнего из когда-либо найденных в мире. Текст на оборотной стороне — это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания. Трактат четко систематизирован по случаям, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника.
Слайд 11
Первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с
физической травмой в папирусе Эдвина Смита. Уникальный папирус был
найден в одной из фивинских могил XVII в до н.э и возможно являлся копией ещё более древнего трактата датируемого предположительно XXX в до н.э. И составленного легендарным врачом Имхотепом, который впоследствии был обожествлён.
В папирусе Э.Смита есть планомерное описание различных случаев повреждения и поражения различных частей тела. Каждый случай трактуется по одному и тому же плану: описание поражения – описание внешних признаков – диагностическое суждение – предписания относительно лечения.
В зависимости от тяжести случая предписание могло выглядеть так: «Я буду его лечить»
«Я буду бороться»
«Я не буду его касаться»
Слайд 12
В Египте существовало представление о 4 основных элементах
мира: воде, земле, воздухе, огне. Исходя из этих представлений,
преобладало гуморальное учение о 4 основных соках – носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь: кровь, слизь (флегма), желчь жёлтая и чёрная.
Слайд 13
учение о "пневме"
Египтяне, знали о важности 4
основных соках организма и системы кровообращения в особенности, но
более важной субстанцией считали «пневму», понимаемую, как содержащееся в воздухе невидимое вещество. С вдыхаемым воздухом «пневма» поступает в легкие, оттуда в сердце, а затем по артериям разносится по всему телу. По убеждениям египтян, здоровье человека сохраняется лишь, до тех пор, пока свойства крови и «пневмы» нормальные.
Здесь можно провести параллель с представлениями о "Пране" индусов, понятие о "Ци" китайцев и концепцию "невидимого света" вавилонян. Речь идет о признании всеми древними медиками реальности существования некоего "всеобщего энергетического эквивалента", для оценки действия которого и разрабатывались различные модели, столь широко использовавшиеся и при диагностике, и в лечении
Слайд 14
x Причины болезней x
Естественные
Пища
Паразиты
Погода
Сверхъестественные
Вселение злых духов
Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами
woetpurjhf
Слайд 15
Мифология и врачевание
Профессиональный знак отличия
египетских врачей – анк – крестообразная петля, символ жизни
Медицина в Египте находилась в руках жрецов – «сену». Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в строении человеческого тела. Связано было это с религиозными представлениями о смерти и переходе в Иной мир – бальзамирование и мумификация умерших. Медицина как и религия базировалась на культе животных.
Слайд 16
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и
богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде
человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.
Слайд 17
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей
детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах
древнеримского врача-фармацевта Галена.
Слайд 18
У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители:
могучая львиноголовая богиня Сохмет,
защитница женщин и рожениц; богиня
Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.
Слайд 20
Молитва, обращённая к исцеляющему богу:
О Хонсу, Ясноликий,
Могущий
целитель,
К тебе я взываю, чтобы был ты со
мной сейчас,
К тебе, кто изгоняет все болезни,
К тебе, кто побеждает нездоровье и страдание,
К тебе, изгоняющему невзгоды и несчастья,
О Хонсу, Рассекающий Столетья,
Возлюбленный миллионами,
Ясный в храме своём,
Раствори двери свои передо мною,
Освети душу мою светом своим,
Проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги.
Слайд 21
В Древнем Египте все достижения в
медицине связывались с именем бога Имхотепа. В его честь
сооружались храмы, в которых жрецы излечивали страдающих от различных недугов, руководствуясь наставлениями Имхотепа. Долгое время считали, что Имхотеп — это мифический образ, созданный народной фантазией. Некоторые египтологи доказывали, что Имхотеп — это некая ипостась бога Птаха, вызванная потребностью в новых божествах, воплощающих проявление интеллектуальных способностей. А видный египтолог прошлого века Ф.Циммерманн доказывал, что Имхотеп — это результат обожествления часто упоминаемой в текстах формулы «им-хотеп» — «идущий в мире».
Однако при более тщательном изучении документов, связанных с именем Имхотепа, египтологи получили множество свидетельств того, что Имхотеп — это реально существовавшая личность, удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек. Сорок восемь веков назад Имхотеп был «обычным» смертным, современником фараона III династии Джосера. Затем Имхотеп является полубогом, то есть человеком, которому боги даровали бессмертие. А еще через несколько веков на протяжении почти трех тысячелетий его почитают как полноправного бога — бога врачевания. С IV века н.э. начинается период постепенного забвения Имхотепа, и только после расшифровки древнеегипетских иероглифов в XIX веке имя Имхотепа начинает постепенно возрождаться из небытия.
Слайд 23
Лекарственные растения, упоминаемые в папирусах
алоэ
мандрагора
лук
Слайд 24
Так же в лечебных целях использовались:
Части тела и
жир животных
Ароматические смолы тропических деревьев – ладан и мирра
Животные
продукты – мед и молоко
Фрукты – виноград, финики, гранат
Минеральные вещества – сода, глина, сера
Слайд 25
Предупреждение болезней
Высокого уровня достигла гигиена. В профилактических целях
и здоровому человеку рекомендовалось раз в десять дней принимать
рвотные и слабительные лекарства. Египтянам предписывались умеренность в еде, опрятность, обязательность частых омовений и растираний тела мазями. Египтяне серьезно относились к закаливанию в детском возрасте, дети обязаны были ходить босиком.
Слайд 26
Образование и воспитание в Древнем Египте
Первые сведения о
школьном обучении древних египтян восходят к III тыс. дон
н.э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребёнка, подростка, юношу в мир взрослых.
На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определённый тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек.
Слайд 27
Египетская письменность зародилась в к.IV тыс.до н.э. Основой
такого письма было рисуночное письмо. Она состояла из набора
знаков, передающих звуки произносимых слов, символов, поясняющих смысл слова. Такие знаки получили название иероглифы, а египетская письменность - иероглифика. Их количество было более 700, а позднее – несколько тысяч. Иероглифы могли читаться слева направо или справа налево в зависимости от того, куда смотрят фигурки.
Материалом для письма служили: камень (стены сооружений, стелы, статуи), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т.д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус – бумага из стеблей растения папирус.
Иератика - Рукописные иероглифы на папирусе.
Классическая Иероглифика на камне.
Слайд 28
Семейное воспитание и обучение оказались в тесной связи
с характером взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Эти отношения
в семье строились на равноправной основе. Так что мальчикам и девочкам уделялось одинаковое внимание. Школы существовали для мальчиков из привилегированных сословий. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел»
Семья фараона Эхнатона
Слайд 29
Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно
занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой
обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми, упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость.
Цель обучения
Слайд 30
Принятые в Др.Египте педагогические методы и приёмы соответствовали
целям и идеалам воспитания и обучения
«Подобен каменному идолу
неуч, кого не обучал отец»
«Послушание – это наилучшее у человека» Дитя несёт ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал»
«Всегда следуй отцам и предкам своим»
«Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник»
«Речь сильнее оружия»
«Речь спасает, но может и погубить»
Слайд 31
Школы в Египте возникали при храмах,
дворцах царей и вельмож. Обучение начиналось детей с 5
лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, а потом - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.
Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В заключении ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных текстов.
Школьное образование
Слайд 32
Обучение врачеванию
Каллиграфия
Стилистика
Математика
Магические культы и обряды
Астрономия
Ораторское искусство
Программа обучения
Слайд 33
Университеты древности - «Дома жизни»
В Египте еще с эпохи Древнего Царства,
т.е. за 4 тыс. лет до н.э., существовали "дома жизни" - специальные учебные заведения при храмах бога Ра. Здесь преподавалось обучение священным текстам из разных областей знаний от врачевания до инженерного дела для наиболее одарённых молодых людей, чиновников и жрецов.
древние библиотеки с религиозными и научными книгами
государственные учреждения
научные центры
первые театры
Слайд 34
Бог мудрости Тот
главный
покровитель письменности и знаний
Слайд 36
Богиня письма и счёта Сешат.
«женщина-писец»
Слайд 37
Список Литературы:
. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и
средневекового мира. – 224 с. – М.: Совершенство, 1999
.
Матулис Т.Н. История образования и педагогической мысли в эпоху древности, Средневековья и Возрождения – 593 с. – М.:изд.РУДН, 2004
. Селивёрстов В.И. История логопедии. – 383 с. – М.: Академический проект, 2004
. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/Татьяна Сергеевна Сорокина – М.:Издательский центр «Академия»,2004
. http://oldegypt.info