Слайд 2
Е.П.Бакунина
А.П.Керн
Е.К.Воронцова
М.Н.Волконская
З.А.Волконская
А.О.Смирнова-
Россет
Н.Н.Пушкина
Слайд 3
Среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь
щедро был наделен Пушкин, есть один, особый- талант дружбы.Отношения
Пушкина с людьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатленные в его стихах, остаются и сегодня прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности и постоянства. В лирике Пушкина, в его письмах, в строчках дневниковых записей приоткрывается для нас душа поэта со всей ее страстностью, юношеской пылкостью, трогательной доверчивостью и широтой.
Слайд 4
Е.П.Бакунина
Е.П.Бакунина- сестра А.П. Ба-кунина,
лицейского товарища Пушкина.
К «милой Бакуниной»,
предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены многие стихотворения и элегии
1815-1817 годов. С нежностью вспоминал о ней поэт и долгие годы спустя,в черновых строфах восьмой главы «Евгения Онегина»
Слайд 5
…О милая,повсюду ты со мною:
Но я уныл и
втайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет
ли ночь с осеннею луною –
Я все тебя, прелестный друг, ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю,-
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь- невольно призываю;
Заслушаюсь- твой голос
слышен мне.
Рассеянный сижу между друзьями,
Невнятен мне их шумный
разговор,
Гляжу на них недвижными
глазами,
Не узнает уж их мой хладный взор!
1816 «Разлука»
Слайд 6
А.П.Керн
А.П.Керн. Встреча с Керн в годы михайловского заточения,
в «печальной деревенской глуши», произвела, по признанию Пушкина, «впечатление…
глубокое и мучительное». Этой встрече мы обязаны одним из лучших лирических творений поэта.
Слайд 7
«К***»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное
виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной
суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825
Слайд 8
Е.К.Воронцова
Е.К.Воронцова – жена М.С.Во-
ронцова, новороссийского генерал-губернатора. В 1823-1824
годах, в бытность свою в Одессе,Пушкин был ею страстно
увлечен. В своем михайловском изгнании поэт рисует на полях рукописей тонкий профиль Воронцовой,слагает посвященные ей тревожные строки.
Слайд 9
Все в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И
трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых
мыслей красота,
и мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
1825
Слайд 10
М.Н. Волконская
М.Н.Волконская – одна из замечательных женщин своего
времени. Пушкин был дружен с ее семьей и знал
ее еще девочкой, задумчивой и мечтательной. Ее своеобразная прелесть, тонкое обаяние
внушили Пушкину особое, сокровенное чувство. В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году перед ее отъездом в Сибирь, куда она последо-вала за своим мужем,
декабристом С.Г. Волконским, и где провела почти 30 лет.
Слайд 11
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим
бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал
тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем;
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей.
« Евгений Онегин». Глава 1
Слайд 12
З.А.Волконская
З.А.Волконская- обаятельная и талантливая женщина- поэтесса, певица, композитор.В
ее салоне собирался весь свет московской интеллигенции: Баратынский, Веневитинов,
Вяземский; здесь выступали лучшие артисты Москвы и приезжие знаменитости, устраивались концерты, литературные вечера. По возвращении из ссылки Пушкин часто бывал в доме Волконской.
Слайд 13
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном
лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою
нежной держишь ты
Волшебный скипетр
вдохновений,
И над задумчивым челом, двойным увенчанным
венком,
И вьется и пылает гений,
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.
1827 «Княгине
З.А.Волконской»
Слайд 14
А.О.Смирнова- Россет
А.О.Смирнова-Россет- очень образованная и начитанная женщина; страстно
увлекалась искусством, поэзией. Познакомилась с Пушкиным в 1828 году
и особенно подружилась с ним летом 1831 года в Царском Селе. Пушкин любил ее общество, непринужденный и образный язык. Поэт настойчиво советовал Александре Осиповне вести записки и преподнес ей альбом, на заглавном листе которого написал: «Исторические записки А.О.С.»
Слайд 15
В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора
Я
сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный
И правды пламень
благородный
И как дитя была добра;
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой черной
Писала прямо набело.
Слайд 16
Н. Н. Пушкина
Н.Н.Пушкина- жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые
Пушкин увидел ее зимой 1828 года на одном из
московских балов. История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверен-ностью, сомнениями, трево-гой.Пушкин глубоко и нежно лю-
бил Наталью Николаевну. «Гляделась ли ты в зеркало,и уверилась ли ты, что с твоим лицом нечего сравнить на свете- а душу твою люблю я еще более твоего лица». К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, сокровенное и горькое признание: «Пора,мой друг, пора…»
Слайд 17
Не множеством картин
старинных мастеров
Украсить я всегда
желал
свою обитель,
Внимая важному сужденью
знатоков.
В простом углу моем,
средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть
вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста,
как с облаков,
Пречистая и наш
божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом
в очах-
Взирали, кроткие, во славе
и в лучах,
Одни, без ангелов под пальмою
Сиона.
Исполнились мои желания.
Творец
Тебя мне ниспослал, тебя,
моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший
образец.
1830 «Мадонна»