Слайд 2
Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и
одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Не все
знают, что фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности из пьесы «Вишневый сад» своего земляка-таганрожца Антона Павловича Чехова, которого боготворила.
Слайд 3
Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урождённая Фаи́на Ги́ршевна Фе́льдман;
15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) —
советская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1961), трижды лауреат Сталинской премии (1949, 1951, 1951).
Слайд 4
В «Книге для записи сочетания браков между евреями
на 1889 год» таганрогский раввин Зельцер зарегистрировал брак мещанина
местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирша Хаимовича Фельдмана и девицы — лепельской мещанки Витебской губернии Мильки Рафаиловны Заговайловой. Это случилось 26 декабря 1889 года. Гиршу было 26 лет, Мильке — 17.
Слайд 5
Фаина Раневская родилась 27 августа (15 - по
старому стилю) 1896 года в г. Таганроге в в
состоятельной еврейской семье. Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова (из некоторых источников – Валова)). В семье было четверо детей – два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат.
Слайд 6
В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры,
и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».
Слайд 7
Как признавалась сама Фаина Георгиевна, она не была
счастлива в родительском доме: «Мне вспоминается горькая моя обида
на всех окружавших меня в моем одиноком детстве...» Почему же, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой? Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.
Слайд 8
Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг,
не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах
Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда. «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…» - признавалась впоследствии Фаина Георгиевна.
Слайд 9
В то же время Фаина получила обычное для
девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению,
иностранным языкам, любила читать.
Слайд 10
Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с
14 лет. Окончив гимназию, посещала занятия в частной театральной студии
А. Ягелло (А. Н. Говберга).
Слайд 11
Окончив частную театральную школу, затем играла во многих
театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск,
Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр (1931—1935), центральный театр Красной Армии (1935—1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф.
Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа.
Слайд 12
Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая
ее порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности
кроется секрет ее сугубо личной популярности, независимо от сценической известности.
Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отстутсвие «внутренней цензуры», свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической
Слайд 13
Острый язычок
Все знакомые и друзья Раневской знали
о том, что ей лучше не попадаться на язык,
так как это «было чревато»: великая актриса не очень-то стеснялась в выражениях, а ее гениальные фразы сразу же становились крылатыми и «улетали» в народ. Самое интересное, что Фаина Георгиевна специально ничего не придумывала – просто афористичность была сутью великой актрисы. Существует огромное количество остроумных высказы- ваний, сказанных или якобы произнесенных Раневской. Вот лишь некоторые эпизоды из этой большой коллекции.
Слайд 14
Раневскую о чем-то попросили и добавили:
– Вы ведь
добрый человек, вы не откажете.
– Во мне два человека,
– ответила Фаина Георгиевна.
– Добрый не может отказать, а второй может. Сегодня как раз дежурит второй.
Слайд 15
В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила
в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти
годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой .
Слайд 16
Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской
бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской.
Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась — почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Вспоминает Фаина Георгиевна:
Слайд 17
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то
порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю
сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Как грустно, когда они улетают!
— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…
Слайд 18
Вечное одиночество
К большому сожалению, у великой актрисы
не сложилась личная жизнь. За всю свою жизнь Фаина
Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной. «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», - сказал он. «С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» - признавалась Фаина Георгиевна.
Слайд 19
Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда
чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес
Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила. Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом ее обманывали, подло обирая старую женщину.
Слайд 20
Однако в начале 60-х был у Фаины Раневской
период, когда она не чувствовала себя одинокой. Она получила
письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР. Помогла министр культуры Е. Фурцева.
Несколько лет сестры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней – уже безнадежной – ночи. Больница, операция – все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла…
Слайд 21
Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным
воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая
страсть — Пушкин».
Слайд 22
Дебютировала в кино в 1934 году в фильме
Михаила Ромма «Пышка».
Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок
в «Карлсон вернулся»).
Слайд 23
Эпилог
Фаина Георгиевна Раневская прожила длинную и насыщенную
жизнь. В кино ее великий дар не был использован
в полной мере. Ведь нельзя же считать подобающим использованием подобного таланта 25 киноролей, да и то в основном эпизодических. Театральная карьера сложилась более удачно, хотя, например, с режиссером Театра им. Моссовета Юрием Завадским у Фаины Георгиевны сложились непростые отношения.
Один раз в сердцах режиссер выкрикнул актрисе:
– Вон из театра!
На это великая Раневская с не меньшим пафосом ответила:
– Вон из искусства!
Слайд 24
У нее почти не было подруг, за исключением,
пожалуй, поэтессы Анны Ахматовой.
В последние годы жизни актриса
болела, но до последних дней оставалась в строю, так как это ее подстегивало и не давало расслабиться. Раневская обладала и большим литературным даром. Даже по немногочисленным миниатюрам, оставшимся в архиве актрисы, можно судить о ее великом даровании. Фаина Георгиевна очень тонко чувствовала слово и мастерски им владела .
Слайд 25
Открытие памятника Ф. Раневской в Таганроге
К большому сожалению, Фаина
Георгиевна не написала мемуаров, хотя ей, конечно же, было
что рассказать. Но вот о самой Раневской написано немало. О великой актрисе писали, например, Виталий Вульф и Глеб Скороходов. А издательство «Захаров» выпустило книгу «Фаина Раневская. Случаи, шутки, афоризмы». Не забыта актриса и родным городом Таганрогом, где в Краеведческом музее хранится часть ее вещей и архива. А на доме, где родилась великая актриса, 29 августа 1986 г. была установлена мемориальная доска.
Слайд 26
За год до своей смерти Раневская отказалась играть
на сцене. «Старость, - сказала она, - вещь страшная.
Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!»
Слайд 27
Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 году после
перенесенных инфаркта и пневмонии…
. Похоронена на Новом Донском
кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.
Слайд 28
Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в
1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX
века.
Образ актрисы выведен в игровом сериале «Звезда эпохи», где её сыграла Татьяна Васильева.