Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русские народные промыслы. Лаковая миниатюра.

Содержание

Ефимчик О.Л.Презентация выполнена учителем высшей категории МАОУ СОШ № 1 г. Немана
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫпрезентация Ефимчик О.Л.Презентация выполнена учителем высшей категории МАОУ СОШ № 1 г. Немана РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Лаковая живописьФедоскиноПалехМстёраХолуй Лаковая живописьФедоскиноПалехМстёраХолуй федоскиноЛаковая миниатюра ФедоскиноМиниатюра  Федоскина  сформировалась как декоративный жанр в русле реалистической живописи. ФедоскиноМиниатюрная живопись на федоскинских изделиях выполняется масляными красками  в  классической ФедоскиноНередко изделия  декорируются  геометрическим узором  «шотландка»,  наборным ФедоскиноХудожественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведёт свою историю от ФедоскиноВ 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились в «Федоскинскую трудовую артель». ФедоскиноФедоскинские мастера пишут тонкими колонковыми кистями. Иногда используют способ письма «по-сквозному», «на палехЛаковая миниатюра ПалехВид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, ПалехВ 1924 году в селе Палех (Ивановская обл.) организуется артель древнерусской живописи. ПалехТак пишутся красочные фигуры людей, условная   архитектура,   стилизованные мстёраЛаковая миниатюра МстёраМстёрская миниатюра.                                           Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на МстёраИзготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем посёлке МстёраС 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре сложились и получили развитие Мстёра. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях открытых, чистых красок, которыми МстёраВ произведениях художников 70-х годов, предстает сложная и многогранная картина современного искусства Мстёра  Не случайно и то, что фольклор и русская история являются источниками ХолуйЛаковая миниатюра ХолуйХолуйская миниатюра.                                        Вид русской народной миниатюрной    живописи темперой Холуй      В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является ХолуйИздавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-либо ремеслом. ХолуйДля холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная картинность. Это одно ХолуйМир  в произведениях художников Холуя выражен, как правило, ярко, материально-предметно. В
Слайды презентации

Слайд 2 Ефимчик О.Л.
Презентация выполнена
учителем высшей категории
МАОУ

Ефимчик О.Л.Презентация выполнена учителем высшей категории МАОУ СОШ № 1 г. Немана

СОШ № 1 г. Немана


Слайд 3 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Слайд 4 Лаковая живопись
Федоскино
Палех
Мстёра
Холуй

Лаковая живописьФедоскиноПалехМстёраХолуй

Слайд 5 Лаковая живопись
Федоскино
Палех
Мстёра
Холуй

Лаковая живописьФедоскиноПалехМстёраХолуй

Слайд 6 федоскино
Лаковая миниатюра

федоскиноЛаковая миниатюра

Слайд 7 Федоскино
Миниатюра Федоскина сформировалась как декоративный жанр

ФедоскиноМиниатюра Федоскина сформировалась как декоративный жанр в русле реалистической живописи. Все

в русле реалистической живописи. Все ее развитие на протяжении

XIX века, ориентированное сначала на русскую литографию и народный лубок, а затем на русскую реалистическую картину, привело к созданию самостоятельной художественной школы, для которой культура вещи и содержательность добротно исполненной живописи стали главными качествами. Однако мастерство федоскинских миниатюристов в дореволюционный период воспитывалось в основном на копиях с популярных картин из народной жизни (лихо скачущие тройки, степенные чаепития за самоваром, веселые пляски крестьян и т. п.).


Слайд 9 Федоскино
Миниатюрная живопись на федоскинских изделиях выполняется масляными красками

ФедоскиноМиниатюрная живопись на федоскинских изделиях выполняется масляными красками в классической трехслойной

в классической трехслойной технике: «подмалевок»,

«перемалевок», «бликовка». Наряду с живописью плотными красками, применяется и так называемое «письмо по-сквозному», то есть живопись прозрачными слоями красок по металлизированному фону, которым служит сусальное золото, по врезанным в папье-маше пластинкам перламутра, придающим краскам необычайную яркость и блеск.

Слайд 11 Федоскино
Нередко изделия декорируются геометрическим узором

ФедоскиноНередко изделия декорируются геометрическим узором «шотландка», наборным узором из металлических элементов

«шотландка», наборным узором из металлических элементов («сканью»),

гравированным лучевидным узором («цировка» или «сияние»). Федоскинские художники продолжают писать сцены из народной жизни, сказочные и исторические сюжеты.


Слайд 12 Федоскино
Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино

ФедоскиноХудожественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведёт свою историю

ведёт свою историю от небольшой купеческой мануфактуры, основанной в

конце XVIII века.
К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров.
В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам.


Слайд 14 Федоскино
В 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились

ФедоскиноВ 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились в «Федоскинскую трудовую

в «Федоскинскую трудовую артель». На сегодняшний день это фабрика

миниатюрной живописи.
А начиналось всё с обыкновенных лаковых козырьков для фуражек. Делали их на небольшой фабрике купца Коробова. Но вскоре стали выпускать в Федоскино иной товар - табакерки для нюхательного табака. В те времена было много любителей и даже любительниц понюхать табак. А для красоты на табакерки наклеивали рисунки - гравюры.
Но федоскинские мастера очень скоро научились и сами расписывать свои изделия масляными красками.
Не только табакерки стали выпускать на Федоскинской фабрике при новом хозяине - Лукутине. Изготавливали портсигары, коробочки для рукоделия, разнообразные шкатулочки, чайницы и многое другое. И все изделия украшала живописная роспись.


Слайд 16 Федоскино
Федоскинские мастера пишут тонкими колонковыми кистями. Иногда используют

ФедоскиноФедоскинские мастера пишут тонкими колонковыми кистями. Иногда используют способ письма «по-сквозному»,

способ письма «по-сквозному», «на просвет», когда рисуют по наклеенным

тончайшим листочкам металлической фольги, сусального золота или перламутра.
И тогда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из папье-маше. Иными словами - из картона, проклеенного в несколько слоёв и покрытого чёрным блестящим лаком. Получившееся таким образом папье-маше можно резать или даже, как дерево, обрабатывать на токарном станке.
Но главный секрет это, конечно, талант художника, расписавшего дивную шкатулочку.


Слайд 23 палех
Лаковая миниатюра

палехЛаковая миниатюра

Слайд 24 Палех
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых

ПалехВид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше

изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923

году в посёлке Палех на основе иконописного промысла.
Для Палехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты), выполненных яркими локальными красками по черному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.


Слайд 26 Палех
В 1924 году в селе Палех (Ивановская обл.)

ПалехВ 1924 году в селе Палех (Ивановская обл.) организуется артель древнерусской

организуется артель древнерусской живописи.
Обращаются живописцы Палеха к русским

былинам, русским песням, украшая росписью шкатулки, декоративные тарелки, коробочки.
Изобразительная система, сложившаяся в Палехе, сохраняет стилистику древнерусской живописи с ее склонностью к монументальности и выразительности силуэта, который прекрасно выделяется на фоне черного лака.

Слайд 28 Палех
Так пишутся красочные фигуры людей, условная

ПалехТак пишутся красочные фигуры людей, условная  архитектура,  стилизованные «горки»,

архитектура, стилизованные «горки», тонкоствольные березки.
На небе

часто сияет лучистое солнце, отблески которого ложатся на все предметы, создавая впечатление мерцающего золотыми искрами мира.
Роспись, как правило, сопровождается тонким, ажурным золотым орнаментальным обрамлением.

Слайд 41 мстёра
Лаковая миниатюра

мстёраЛаковая миниатюра

Слайд 42 Мстёра
Мстёрская миниатюра.                                    
      Вид русской народной

МстёраМстёрская миниатюра.                                           Вид русской народной миниатюрной живописи темперой

миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки,

шкатулки и др.). Возникла в 1923 году в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе иконописного промысла.
Для мстёрской миниатюры (бытовые, фольклорные, литературные, исторические сюжеты) характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажные фоны.


Слайд 44 Мстёра
Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках

МстёраИзготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем

возникло в нынешнем посёлке Мстёра Владимирской области в тридцатые

годы нашего столетия.
    Богоявленская слобода Мстёра Возниковского уезда Владимирской губернии, начиная с XIV века была одним из многих в то время центров иконописи. К середине XVIII столетия на долю владимирского края выпала миссия продолжения иконописного дела, когда в других центрах оно шло к затуханию.
Именно во Мстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России.


Слайд 45 Мстёра
С 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре

МстёраС 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре сложились и получили

сложились и получили развитие основные особенности стиля местной лаковой

миниатюры. За это время мстёрцы достигли высокого профессионального мастерства и создали немало замечательных произведений.
В отличие от образов палехских художников персонажи мстёрцев - вполне  реальные люди, действующие в реальной, даже конкретной обстановке. Но здесь есть необходимая в лаковой миниатюре степень условности и обобщения.

Слайд 47 Мстёра
. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях

Мстёра. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях открытых, чистых красок,

открытых, чистых красок, которыми художник лепит фигуры персонажей, подчеркивая

их объёмность не светотенью, а бликами.
Пейзаж оставляет ощущение реального.
.  1960-е годы ознаменовались принципиально новым этапом в искусстве Мстёры. Это время можно считать периодом поисков нового подхода к лаковой миниатюре, что выразилось в стремлении художников расширить круг сюжетов и образов и обновить средства выразительности. Большой интерес проявился к исторической теме. В работах 60-х годов встречается и попытка осмыслить изображаемые события, и выразить своё отношение к ним.


Слайд 48 Мстёра
В произведениях художников 70-х годов, предстает сложная и

МстёраВ произведениях художников 70-х годов, предстает сложная и многогранная картина современного

многогранная картина современного искусства Мстёры, своими корнями уходящего в

глубь веков, а целями и задачами уходящего в будущее. Многие из особенностей, появившихся в последнее время, получают развитие в миниатюре 70-х годов. Это всё большее развитие декоративного начала, причём декоративность понимается художниками иначе, чем её понимали основоположники мстёрского искусства.


Слайд 50 Мстёра
  Не случайно и то, что фольклор и

Мстёра  Не случайно и то, что фольклор и русская история являются

русская история являются источниками вдохновения художников современной Мстёры. Наряду

с желанием воплотить в своих произведениях исконные черты русского народа, мстёрские художники видели в этих темах большие возможности и для создания декоративных композиций.
   В последние годы у мстёрцев появилось стремление вернуться к пейзажной миниатюре 1930-50 гг. с её голубыми небесами, пространственным построением композиций, передачей окружающей жизни. Во Мстёре растёт новое поколение молодых художников. Пройдет немного времени, и коллекция пополнится произведениями, в которых перед нами предстанет новое лицо уникального искусства Мстёры.


Слайд 60 Холуй
Лаковая миниатюра

ХолуйЛаковая миниатюра

Слайд 61 Холуй
Холуйская миниатюра.                                       
Вид русской народной миниатюрной

ХолуйХолуйская миниатюра.                                        Вид русской народной миниатюрной  живописи темперой на

живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше.


Возникла в 1932 году в поселке Холуй (Ивановская область) на основе иконописного промысла.
Сюжетные композиции (современные, фольклорные, исторические, литературные сюжеты) на фоне пейзажа.


Слайд 63 Холуй
      В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи

Холуй      В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский

на папье-маше холуйский является самым младшим по времени возникновения.


  Холуй, ныне посёлок, а раньше Холуйская слобода, расположен по обоим берегам реки Тузы, притока Клязьмы.


Слайд 65 Холуй
Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены

ХолуйИздавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-либо

были заниматься каким-либо ремеслом. Главным у них было писание

икон и вышивание.
  Холуй славился своими ярмарками, которые лет сто назад соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда привозили на продажу различные изделия и материалы. Вся округа - Холуй,Мстёра, Палех, Шуя - являлась средоточием народного ремесленного иконописания. Оно сложилось несколько веков назад.
  Иконы писали темперой. В конце XIX века перешли на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя.
  Первые робкие шаги в искусстве миниатюрной живописи были сделаны в 1930-х годах.
 


Слайд 67 Холуй
Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре,

ХолуйДля холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная картинность. Это

живописная картинность. Это одно из её направлений. В нём

много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны.
Колорит отличается свежестью и чистотой.
Золотой орнамент создаёт переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.


Слайд 69 Холуй
Мир в произведениях художников Холуя выражен, как

ХолуйМир в произведениях художников Холуя выражен, как правило, ярко, материально-предметно. В

правило, ярко, материально-предметно. В пейзаже много динамики — ветер

словно раскачивает могучие деревья, гонит по небу клубящиеся тучи, закручивает в спирали струи текучих вод. В таком ключе трактуют художники и темы сельской страды, и темы освоения космоса. Особое место в искусстве Холуя занимают изображения древнерусских городов Владимира, Суздаля, Ростова Великого с их величавой архитектурой, органично соединенной с пейзажем.


  • Имя файла: prezentatsiya-russkie-narodnye-promysly-lakovaya-miniatyura.pptx
  • Количество просмотров: 259
  • Количество скачиваний: 22