Слайд 2
Бог смешал все языки и расселил людей по
разным землям.
Слайд 3
Это привело к:
1) Распаду существовавших единств.
2)
Созданию самобытных культур, разных национальных традиций.
3) «Смешению» языков.
Слайд 4
Факты, подтверждающие единство культуры:
1) Наличие шедевров мировой
культуры, которые являются достоянием всего человечества.
2) Человечество не
может жить без культурных связей.
3) Идеи мировой культуры – универсальная, то есть понятна всем людям, живущим в разных регионах мира.
4) Понятие красоты, добра, жизни, смерти, любви и ненависти имеет общую значимость для каждого народа.
Слайд 5
Мировое дерево – ключевой образ искусства (представление человека
о строении мира).
Слайд 6
Мирово́е де́рево (лат. Arbor mundi) — мифологический архетип, вселенское дерево,
объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся
с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.
Слайд 7
У славян
Мировое дерево, древо жизни — в славянской мифологии
мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового
дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство.
Слайд 9
«Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом
сучке по 4 гнезда» и т. д. говорится о годе, 12
месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах мировое дерево помещается в центре мира, на острове посреди океана («пуповине морской»), где на камне Алатыре стоит «булатный дуб» или священное древо кипарис, берёза (в частности, перевернутая вверх корнями), яблоня, явор и т. п. На мировом дереве — древе жизни — в апокрифах почивает сам Господь, когда входит в Рай (славянская «Книга Еноха»), в заговорах обитают Иисус Христос и святые — Богородица, архангел Михаил, Илья-пророк, Георгий, Параскева и др., мифологизированные персонажи — кузнецы и др., у корней дерева — демонические и хтонические существа: прикован на цепи бес, обитает в гнезде («руне») змея (Шкурупея) и т. п.
Слайд 10
В древне-русских апокрифах о Соломоне в виде дерева
с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней
изображается идеальное государство, где месяц — царь, нива — православное крестьянство. Ср. русскую загадку: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются»; древо — весь мир, цветы — «человецы», корыто — земля, птица — смерть; сколько смерть похитит, «толик» и родится в мир"[6].
Слайд 11
Славяне верили, что в центре мира растёт огромное
дерево, которое соединяет мир богов и людей, землю и
небо. Самые длинные ветки этого дерева достигают небесного свода, а корни уходят в царство мёртвых. Мировое древо это находилось в океане на острове Буяне, до которого не дойти, не добраться. На священном дереве обитают боги, а под землёй в его корнях живут разные представители тёмных сил: на цепи прикован бес, в яме живут змея Шкурупея и другие демоны. Образ этого дерева сохранился в загадках, заговорах.
В свадебных песнях часто обращались к мировому дереву: в его кроне свивает гнездо соловей, в стволе - пчёлы, приносящие мёд, у корней - горностай с детками и сами молодожёны. Жених и невеста как будто
оказывались в центре мира - у мирового дерева.
Слайд 15
Явь, Навь и Правь – три основополагающие понятия
во всём веровании, философии славян-язычников, триада состояния мира, триглав
всего сотворённого мира.
Явь – это физический, плотный мир, смертный, где души, облачаясь в одежду из плоти, перестают напрямую контактировать с Навью и Правью и выполняют свои функции в этом воплощении.
Навь – мир мёртвых, загробный мир. Туда уходят умершие люди и там живут наши предки. Нередко можно услышать, что Навь зовут Миром Теней или Кощным Миром (соотв. Кощей — Кощный Бог, божество из кощного мира, Бог Нави).
Правь – это высший мир, который только возможен. Правь – это место обиталища наших светлых Богов. Вход тёмным Богам и злым сущностям туда заказан. Только самые светлые души могут попасть в это прекрасное место.
Слайд 17
В древнем Иране верили, что священное древо растёт
возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц
Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.
Слайд 19
В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль,
пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является
структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.
Слайд 21
Иггдрасиль в исландском манускрипте XVII века
Слайд 22
«Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха.
Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и
никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас — то что удерживает в иллюзорном мире) — его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) — (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.
Слайд 23
ашваттха (др.-инд. asvattha - "лошадиная стоянка") - в
ведийской и индуистской мифологии - сакральное фиговое дерево, наиболее
частый вариант мирового дерева в Индии.
Слайд 26
В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках
фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением
выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а корона — в небесном.[7]
Слайд 27
Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук
откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у
подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.
Слайд 28
Алатырь-камень расположен в центре мира, посреди моря-океана, на
острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон
мирового царствования.
Ала́тырь-ка́мень (ла́тырь, бел-горю́ч ка́мень) — в произведениях древнерусской книжности и русских заговорах священный камень, располагающийся в Центре Мира, «всем камням отец».
В стихе о Голубиной книге алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.
Слайд 32
В Коране оно называется сидрат аль-мунтаха — Лотос крайнего
предела в суре 53:14. Это огромное дерево, которое над
седьмым небом, и которая является высшим пределом для тех, кто поднимается с земли, и для того, кто нисходит от Аллаха.
Слайд 33
Мир (космос, вселенная) – противопоставляется беспорядку и хаосу.
Многообразие и национальная самобытность культур.
От многообразия культур мир
человека становится богаче и интереснее.
Многообразие культур проявляется в природной сущности человека творить что-то своё, непохожее и оригинальное:
1) В художественном творчестве не существует одинаковых творений искусства (то есть существуют посвящённые одному образу или событию, они по-своему передают его сущность).
2) Каждый народ создал свою оригинальную культуру, в которой отразил природные условия жизни, нрава, обычаи и традиции.