Слайд 2
Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя
прабабушка?
Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?
Как и зачем
их украшали?
Слайд 3
Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто
кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек,
с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!
Слайд 4
Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде
всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка,
означает «обычай».
Слайд 5
В течение нескольких веков в разных концах земли
Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди
строго придерживались местных традиций.
Слайд 6
Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили
из тонкого серебристо-белого льняного или конопляного полотна, которое ткали
в крестьянских домах.
Слайд 7
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не
только украшала, но и оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно
украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи «сенокосицы» (в которой косили).
Слайд 8
Рубаха была до пят и надевалась без сарафана.
Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась,
что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
Слайд 9
В северных и центральных губерниях России поверх рубахи
девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из
дорогой ткани, украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью (тонкой металлической нитью), и узорными пуговицами.
Слайд 10
На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а
в холода душегрею.
Слайд 11
На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи
носили понёву – домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух
полотнищ. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой.
Слайд 12
К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда
был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную
с землёй ( ромбы, волнистые линии – знаки воды; образы матери-земли, птиц, дерева жизни).
Слайд 13
Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая
одежда без рукавов) из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он
делал женщину величавой, статной.
Слайд 14
Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он
требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно
украшались оберегами от злых сил и напастей и символами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.
Слайд 15
Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
По нему можно было определить возраст его владелицы, её
семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка.
Слайд 16
Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу
или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с
непокрытой головой запрещалось.
Слайд 17
Женщины прятали волосы под повойник - холщёвую шапочку,
а сверху надевали кокошник, который в разных местах называли
по-своему: сорока, кика рогатая, ряска или каблучок.
Слайд 18
Названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова
«кокошь» – петух, кика, или кичка (утка), сорока.
Слайд 19
Отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие
головных уборов
Слайд 20
Образный строй головных уборов был связан в народных
представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные
украшения символизировали струи, капли росы, падающие на землю-матушку.
Слайд 21
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до
колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку
(косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.
Слайд 22
Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные
штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг пояса.
Порты заправляли в сапоги или обёртывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.
Слайд 23
Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян
верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна
либо войлока.
Слайд 24
Сравните женские народные костюмы северных и южных губерний
России. Найдите отличительные особенности.
Слайд 25
1. Женский праздничный северный костюм
2.Праздничный женский костюм Новгородской
губернии
3. Костюм девушки Воронежской губернии
4. Костюм девушки Олонецкой губернии
Слайд 26
5. женский костюм Воронежской губернии
6. женский костюм Тамбовской
губернии
7. женский костюм Орловской губернии
Слайд 27
Курский костюм
Орловский костюм
Костюм Рязанской губернии. XIX в
Костюм Олонецкой
губернии
Слайд 28
Задание
Выполни эскиз народного праздничного костюма северных и южных
районов России, женский или мужской (по выбору).
Слайд 29
Поэтапное рисование юноши и девушки в народном праздничном
костюме
Слайд 30
Этап 1. Сперва наметим начальные линии женской и
мужской фигур. Два круга — это головы, шеи, четырехугольники
– тела, линии рук и ног.
Этап 2. Начинаем обводить круги плавными линиями, постепенно придавая контуры лицам. Показываем линии щек, подбородков, ушей, и начала шеи.
Слайд 31
Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной
линией внутри круга, показываем глаза с ресницами, над ними
брови, очертания носа с ноздрями и губы в приветливой доброжелательной улыбке.
Слайд 32
Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую
заплетенную косу, спадающую вперед, голову обведем полукругом — кокошником
— русским национальным головным убором. Из-под кокошника видны кружева, обрамляющие лоб. На ушках покажем красивые сережки в форме ромба, конец косы украшен атласным бантом. На голову парня наденем фуражку с козырьком, на боку которой прицеплена розочка.
Слайд 33
Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На
ней — рисуем воротничок-стойку, грудной отдел сарафана и поясок
под грудью. На шее две нити бус, рисуем их кружочками. На нем — рубаха с воротничком-стойкой, рубаха довольно длинная, закрывает верх шароваров, подпоясана ремнем.
Слайд 34
Этап 6. Покажем на правой руке рукав от
рубашки, схваченный внизу у кисти манжетой. У парня также
рукав рубахи закрывает саму руку. Этой же рукой он держит национальный музыкальный инструмент — балалайку. Рисуем треугольник, от которого отходит ручка балалайки, на ней струны.
Слайд 35
Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей.
У девушки в пальцах зажат платочек. Левой рукой парень
держит ручку балалайки, зажимая струны.
Слайд 36
Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая
подол сарафана и брюки. Сарафан расклешенный книзу, собран складками.
Брюки — шаровары, довольно широкие, заправлены в сапоги. Ноги рисуем вдоль прямых из этапа 1.
Слайд 37
Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры —
линии вертикальные и горизонтальные. Посередине ряд пуговиц. Шаровары парня
делаем полосатыми.