что трагично в жизни? Законы трагического в искусстве
Слайд 3
Картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни
стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Картина «Утро стрелецкой
казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории.
Слайд 4
О.Роден. Граждане Кале.1884-1888 гг. Бронза. Музей Родена, Париж
Слайд 5
После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил
ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду
провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Слайд 6
Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале
с середины XIX века. Этот монумент должен был выразить
обуревавшие французов эмоции — и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан. Но муниципалитет не находил достаточно средств, чтобы заказать памятник именитому скульптору. В 1884 году, когда Франция пыталась свыкнуться с мыслью о поражении во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену. Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того, до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями.
Слайд 7
Роден же настоял на отказе от постамента, дабы фигуры
находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены
несколько превышающими человеческий рост). Впервые памятник был представлен публике в 1889 году и был встречен почти всеобщим восхищением. Ещё несколько лет прошло, прежде чем он был установлен в Кале: церемония открытия состоялась в 1895 году. Однако по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году.
Слайд 8
Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» Д.А. Шмаринов. Сад Капулетти.
Иллюстрация к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». 1959г. Сцена
из балета «Ромео и Джульетта». Композитор С.С. Прокофьев. Большой театр. Москва.
Слайд 9
Каких античных трагиков вы знаете? Рок и судьба в
античной мифологии
Слайд 10
«Эдип-царь» Софокла (ок. 496-406 г. до н.э.) Царь Эдип
Д. Энгр. Паоло и Франческа. 1819 г. У. Блейк. Паоло
и Франческа (Вихрь влюблённых). Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери. 1824-1827 гг.
Слайд 15
В.А. Фаворский. Моцарт играет «Реквием» (Моцарт и Сальери).
Иллюстрация к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкин. 1959-1961 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Кульминацией последнего произведения Моцарта «Реквием» является «Lakrimosa dies illa» («Слёзный день этот»)
Слайд 16
В 2000 году композитор Клинт Мэнселл записал со
струнным квартетом Kronos Quartet саундтрек к ставшему культовым фильму
Даррена Аронофски «Реквием по мечте» . Так и родилась новая легенда.
Слайд 17
«Герни́ка» — картина Пабло Пикассо, написанная в мае 1937 г. по заказу
правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в
Париже. Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, —бомбардировка Герники, произошедшая незадолго до этого, а также ужас испанской революции (1931-1939 годов) и Гражданской войны в Испании. После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо, но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Музей королевы Софии в Мадриде, где и хранится по сей день.