Слайд 2
Автор :
Купцова Ольга
Анатольевна
ГБОУ СОШ № 800
учитель ИЗО
с 1
по 11 класс
Москва
Слайд 3
И.А.Ильин писал: “Судьбы народа скрыты в его истории.
Она таит в себе не только его прошлое, но
и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего”. Да, если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды… И мы начинаем превращаться в “Иванов, родства не помнящих”.
Слайд 4
Благодаря внимательному взору потомков откроется потаённое, неприметное досужему
взгляду духовное бытиё России.
Слайд 5
Фотоальбом
Valued eMachines Customer
Слайд 7
Городецкая роспись
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует
с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная
городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой
Слайд 8
Особенно часто встречаются изображение горячего, сильного коня или
петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные
изображения.
Слайд 9
Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.
Слайд 10
Роспись
Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и
сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до
тончайшей линии и виртуозного штриха
Слайд 11
Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы
вида
росписи
В нижегородских
росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Городецкий вид
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью.
В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем
Слайд 17
Основные приёмы ГОРОДЕЦКОЙ росписи
Слайд 20
Хохломская роспись
Хохлома́ — старинный русский народный промысел , родившийся
в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой
декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Слайд 22
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и
земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и
звери.
Слайд 23
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке.
В это время складывается
два типа письма: верховое и
фоновое.
Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Слайд 24
.
«верхового» письма может служить «травка»
Слайд 25
Самый любимый и стародавний из них - "травный
орнамент", или просто "травка". Это удлинённые, слегка изогнутые былинки,
написанные по три, по пять и больше - кустико
Слайд 26
Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или
красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Слайд 27
Особенности росписи
Главные цвета, определяющие характер и
узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа),
но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон
Слайд 28
Настоящая хохлома
Все изделия расписываются вручную, причём
роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была
роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Слайд 29
Особенность изготовления
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком
(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают
в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома»
Слайд 30
Основные примы хохломской росписи
Слайд 33
Роспись «Гжель»
Название "Гжель" имеет балтийское происхождение, вследствие чего
наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в
области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в прошлом веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией
Слайд 34
Гжель—один из традиционных российских центров производства керамики. Более
широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и
культурной точки зрения
История
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных
сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
Слайд 36
Из истории гжели
До середины XVIII века Гжель делала
обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные
трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву
Слайд 38
Расцвет гжельского искусства
Вторая четверть XIX века — период наивысших
художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.
Слайд 39
Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и
зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта.
Слайд 40
.
Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда
расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном
народном стиле.
Слайд 41
Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные
цветы, листья, травы.
Слайд 44
Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов,
существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской
области.
История
Промысел расписных металлических подносов возник
в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил), Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.
Слайд 47
.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по
красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над
несколькими подносами.
Слайд 48
.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в
котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Слайд 49
.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные,
овальные и др.
Слайд 50
Прокладка цветом
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского
письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется
и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.
Слайд 51
1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий
силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в
печах в течение нескольких часов.
Слайд 52
2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы
цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными
яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.
Слайд 53
3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение
белильных мазков, уточняющих все объёмы.
Слайд 54
4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки».
Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и
листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней)