Слайд 2
Рим! Всемогущее, таинственное слово!..
Всё,
что есть жизнь ума, всё, что души есть страсть-
Искусство, мужество, победа, слава, власть,-
Всё выражало ты живым своим глаголом,
И было ты всего великого символом…
Слайд 3
Более двенадцати столетий (
с VIII в. до н.э. по V в.н.э.) насчитывает
история Древнего Рима.
Слайд 4
История Древнего Рима оставила
человечеству богатое культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли,
новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творения, сатиры…
Слайд 5
В развитии художественной культуры Древнего Рима
различают два основных периода:
Искусство Римской республики;
Искусство римской империи;
Слайд 6
Римский Форум
«Все дороги ведут в Рим»-
древнее изречение. В нём заложен не только буквальный смысл,
но и выражено величие центра огромной Римской империи. Здесь, в Риме, велось строительство огромных масштабов.
Слайд 7
С VI в. До н.э.
центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский
Форум.
Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти…На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.
Слайд 8
Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в
центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на
ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.
Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.
Слайд 11
Колонна Траяна
Выполнена из 20 блоков карарского
мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр
4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.
В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
Слайд 13
Пантеон – «Храм всех богов»
После романтической
красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона
наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон (греч. "храм, посвященный всем богам") - единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии.
Слайд 15
Пантеон состоит из шестнадцати коринфских
колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном.
Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе.
Слайд 19
Пока стоит Колизей, будет стоять Рим;
когда Колизей падет, падет Рим;
когда падет Рим, падет мир..."
Слайд 20
Колизей (Colosseum) - это самое грандиозное из
дошедших до наших дней древнеримских сооружений - символ славы
Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов.
Слайд 21
Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея
продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное
название - амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.
Слайд 23
Триумфальные арки и общественные сооружения
Триумфальная арка —
архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются
при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий
Слайд 24
Триумфальная арка императора Тита
Слайд 26
Изобразительное искусство древнего Рима
Слайд 28
Каков же он, человек той эпохи? Вот каким
его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон
(106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:
«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»
Слайд 29
Капитолийский Брут
Древний Рим
210 - 190 до н. э.
Италия,
Рим, Палаццо Деи Консерватории
Слайд 30
Статуя Октавиана Августа из Прима Порта
Древний Рим
20 н.
э.
Ватикан, музеи Ватикана
Слайд 34
Портрет Каракаллы
Древний Рим
211 - 217 н. э.
Италия, Рим,
Национальный Римский музей
Слайд 35
Антиной
Древний Рим
117 – 134 н.э.
Слайд 36
Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во
время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством,
бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.
Слайд 38
Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим
Ок. 100 до
н. э. Италия, Помпеи
Слайд 39
Вилла Мистерий. Настенная живопись
Древний Рим
Ок. 100 до н.
э.
Италия, Помпеи
Слайд 41
Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных
материалов.
Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.
Различалось два типа
вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.
Слайд 43
Мозаикой греки называли картины, посвященные музам.
Как вечны музы,
так должны быть вечны и эти картины, а поэтому
их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла — смальты.