Слайд 2
План урока
1.Что такое авторская песня? Этапы развития.
2.Авторы и
их произведения.
3.История
авторских фестивалей.
Слайд 4
Авторская песня
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший
в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями
является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Слайд 5
Авторская песня и её этапы развития
Предшественником авторской песни
можно считать городской романс и песенные миниатюры А.Вертинского
Поначалу основу жанра
составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П.Коганом иГ.Лепских романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М.Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957) — «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Собственно, Власов и положил начало туристической песне. Особая судьба у песен Евгения Аграновича, который начал сочинять песни с 1938 года.
Слайд 6
Авторская песня
Песни этого поколения малоотличимы от звучавших по
официальным каналам, и часто писались перетекстовкой уже известной мелодии:
например, классикой туристской и авторской песни считается «Баксанская» — песня, написанная воинами-альпинистами зимой 1943 года на мелодию известного танго Б.Терентьева «Пусть дни проходят». Но совершенно так же написаны и всенародно известная песня «Синий платочек» (первый вариант текста, написанный профессиональным композитором, вскоре сменился «народным», который и разошелся по всей стране) и символ блокадного Ленинграда «Волховская застольная» (на мелодию песни «Наш тост»).
Слайд 7
Авторская песня
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен
появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ
. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона.
В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б.Окуджава, Н.Матвеева и А.Дулов.
Слайд 8
Авторская песня
Насколько известно, клубы самодеятельной песни возникли с
подачи тогдашнего КГБ – и чтобы быть в курсе,
и чтобы всё-таки слушать настоящие песни...
Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Виктор Берковский, Сергей Никитин и другие в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»).
Менее известно, что песни собственного сочинения, в том числе и всенародно известные, писали и «чистые» поэты — например, Валентин Берестов, Глеб Горбовский(«Когда качаются фонарики ночные…», «У павильона пиво-воды…»),Виктор Сосонора («Летел Литейный в сторону вокзала…»).
Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятники».
Слайд 9
В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.
Первый
этап — романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно
до середины 1960-е гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.
Слайд 10
Второй этап
Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А.
Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок»,
«Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.
С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.
Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка — распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.
Слайд 11
Третий этап
Важное место в творчестве многих бардов занимала
тема Великой Отечественной войне. При этом, в отличие от героического
пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!»
Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).
Слайд 12
Четвёртый этап
Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к
её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций При
всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С.Никитина, В. Берковского, А.Городницкого, А. Дулова и других регулярно включилась в нотно-текстовые сборники массовой песни, выпускаемые СК. А такому известному автору 70-х и 80-х годов как Евгений Бачурин, Союз композиторов фактически стал продюсером — выпустив его первый виниловый альбом, а вскоре и второй. Также, никакие гонения на авторскую песню не влияли на частоту появления по радио Сергея Никитина.
Слайд 13
Пятый этап
С начала 1990-х. развитие авторской песни перешло в спокойное
русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство,
количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» — проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием; концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура»на радио «Эхо Москвы» существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Наталья Бортянская.
Слайд 15
Юрий визбор
Написано около 300 песен
Лучшие:
«Ты у меня одна»
«Солнышко
лесное»
«Ночная дорога»
«Альпинисты»
«Серёга Санин».
Слайд 16
Владимир высоцкий
Написано 287 537 песен.
Лучшие:
«Кони»
«Он не вернулся из
боя»
«Я не люблю»
«Лирическая»
«Если друг оказался вдруг»
Слайд 17
Булат окуджава
Написано около 5 тысяч песен.
Лучшие:
«Возьмёмся за руки,
друзья»
«До свидания, мальчики…»
«Белорусский вокзал»
«Кавалергарды, век не долог»
Слайд 18
Новелла матвеева
Написано около 300 песен.
Лучшие :
«Любви моей ты
боялся зря»
«Девушка из таверни»
«Золушка»
«Вереск»
Слайд 19
Олег митяев
Написано 41 176 песен.
Лучшие :
«Изгиб гитары жёлтой»
«С
добрым утром любимая»
«Лето- это маленькая жизнь»
«Авиатор»
«Небесный калькулятор»
«Француженка».
Слайд 20
Татьяна и Сергей никитины
Написано около 19 075 песен.
Лучшие
:
«Ёжик резиновый»
«Под музыку Вивальди»
«Никого не будет в доме»
«Диалог у
новогодней ёлки».
Слайд 21
История фестивалей авторской песни
Фестивали:
1.Грушинский
2.Абакан
3.Приморье
4.Бийск
5.Башкирия и т.д.
Всего 57 фестивалей.
Слайд 22
История авторских фестивалей
Фестиваль носит имя Валерия Грушина (1944—1967) — студента Куйбышевского
авиационного института им. С.П.Королёва, который погиб во время туристического
похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции Хадома и его детей.
Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешний фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году 210 тысяч участников.
Слайд 23
Грушинский фестиваль
Состоялся 41 фестиваль.