Слайд 2
РИМ - столица Италии
Известен
также как «вечный город», к которому «ведут все дороги».
Рим почти столь же древен, как и сама западная цивилизация. По поводу его многочисленных великолепных памятников Наполеон I обронил крылатую фразу: «История Рима – история всего мира». Рим вошел в историю вначале как столица Римской империи, затем как столица Папского государства, а с 1871 – как столица объединенной Италии. Замечательные архитектурные памятники Рима унаследованы от эпох античности, Возрождения и барокко.
Слайд 3
Географическое положение
Рим расположен близ западного
побережья Центральной Италии Рим раскинулся на холмистой равнине, известной
под названием Римская Кампанья. Она окаймлена невысокими горами
Слайд 4
В Риме сохранились архитектурные памятники,
относящиеся к разным этапам его 2500-летней истории, вписанные в
ткань современного города. Улицы со старинными домами и площадями с фонтанами эпохи барокко .
до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущее значение в
античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от возвышенной поэтики мифотворчества греков.
Слайд 6
Хронологические рамки древнеримской культуры
охватывают почти тысячелетие. Начало римского искусства относится к периоду
Республики - конец V - конец I вв. до н.э. Оно достигло своего наивысшего расцвета в так называемую эпоху Империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э.
Слайд 7
Художественная культура Рима отличалась большим
разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные
искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.
Слайд 8
Обычно считается, что римляне сделали
три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол.
На самом деле лишь бетон является бесспорно римским изобретением. Смешивая известь с вулканическим пеплом, камнями и песком, римляне создали чрезвычайно прочный, дешевый, удобный, но эстетически абсолютно невыразительный строительный материал. Последнее обстоятельство их ничуть не смущало. Но потом все изменилось.
Слайд 9
Сердцем Рима, средоточием его общественной
жизни был Форум — городская площадь. Форум был заставлен
статуями героев и памятниками в честь побед над врагами. Кроме того, здесь были огорожены все места, в которые когда-либо ударяла молния, так как удар молнии для римлян — это таинственный знак Юпитера. В центре Форума белеет небольшое здание — это храм бога Януса. Когда римляне вели с кем-либо войну, деревянные двери этого храма распахивались в знак того, что Янус выступил на помощь легионерам. И закрывались двери храма только тогда, когда повсеместно военные действия были закончены.
Слайд 10
В первом веке нашей эры
полубезумный император Нерон приказал своим архитекторам построить для него
дворец. Постройки дворца, гордо названного «Золотым домом Нерона», занимали склоны трех из семи римских холмов. Территория дворца была так велика, что современники с горечью шутили тогда: «...римлянам остается только одно — переселиться в соседний город Вейн».
Слайд 11
Среди садов Нерон повелел
поставить бронзовую фигуру высотой в 12-этажный дом. Это была
статуя самого императора в позе прославленного Колосса Родосского. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и наполнить его соленой водой. Это было как бы море, возникшее по прихоти императора. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Потолки столовых были покрыты обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, чтобы можно было сверху через отверстия сыпать цветы. Главная столовая была круглая; днем и ночью она непрерывно совершала круговое движение наподобие Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами, пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся сфера потолка с нарисованными звездами.
Слайд 12
Города античного мира обычно появлялись
возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы
было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем.
Слайд 13
Римский скульптурный портрет — один из
самых значительных периодов в развитии мирового портрета, характеризуется необыкновенным реализмом
и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров
Слайд 14
Живопись
Эта отрасль искусства, подобно скульптуре,
перешла в Италию из Греции. Широко пользовались ею для украшения своих погребальных
склепов и, вероятно, также храмов и жилищ. Едва ли не самую главную её задачу составляли портреты