Слайд 2
Цель:
познакомить с историей русского национального к мужского
костюма и особенностями внешнего вида
Задачи:
воспитывать интерес и уважение
к русской культуре;
способствовать расширению словарного запаса;
учить делать выводы.
Слайд 3
Культура одежды является
наиболее индивидуальной
материальной культурой народа.
В
одежде находит отражение
и его духовная культура,
воплощены представления
об удобстве, целесообразности,
красоте тела, души,
окружающего мира.
Слайд 4
На протяжении всей своей истории
люди создавали одежду, и
каждый,
живущий на земле человек, внес вклад в этот многовековой
процесс.
Слайд 5
участвовали предметы обильно украшенные магическим орнаментом (трепало, гребни,
ткацкий станок)
Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла,
так как
в ее изготовлении
Слайд 6
Основу мирского костюма составляла рубаха
Рубаха происходит от слова
«руб»,
что означало на языке предков кусок,
обрывок
ткани.
Слайд 7
Рубахи носили и мужчины, и женщины - различались
они лишь покроем.
Слайд 8
Небольшой разрез спереди стягивали
на пуговицу или
крепили шнуром.
Рубахи носили на выпуск и обязательно
подпоясывали
нешироким поясом.
Шили их из белой синей, красной ткани,
украшая вышивкой.
Слайд 9
Рубахи были повседневные и праздничные.
Повседневные не украшали,
только швы и края обшивали красной нитью, чтобы
преградить дорогу злым силам.
Украшением
чаще
всего
служила
вышивка.
Вышивка
рукавов
часто
содержала
символы
земли,
возделанного
поля,
зерен, ростков.
Слайд 11
ПОРТЫ
Порты – неширокие, длинные,
сужающиеся книзу штаны.
Держались
они на шнурке,
который завязывался вокруг талии.
Порты заправляли в
сапоги
или обертывали
онучами и поверх
надевали лапти.
Слайд 12
ОНУЧИ
Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки).
Поверх
онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).
Слайд 13
ЛАПТИ
ПЛЕТЁННАЯ ОБУВЬ - лапти, которые были распространённой
летней, иногда и зимней обувью. Плелись они из липы,
лыка или бересты.
Слайд 14
КОЖАНАЯ ОБУВЬ – сапоги. Эту обувь не все
имели возможность носить и была она не у всех
крестьян.
Слайд 15
Поверх рубахи обычно надевали зипун.
Зипун застегивался на пуговицы.
Он
доходил до колен, имел
длинные узкие рукава.
У зипуна не
было воротника.
Вокруг талии зипун
опоясывался нешироким
поясом.
ЗИПУН
Слайд 16
Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду
расширявшуюся книзу.
Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из
различных тканей: холста,
сукна, бархата.
КАФТАН
Одевался кафтан во все времена года, смотря по погоде. Кафтан застёгивался на крючки и подпоясывался кушаком.
Слайд 17
Ферязь — старинная русская одежда
(мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и
перехвата. Ферязи были разделены на три разряда: золотые, бархатные и объяринные (шёлковые).
Охабень.
Название происходит от охабить — охватить.
Поверх кафтана бояре и дворяне надевали
ферязь, или охабень.
Слайд 18
Крестьянской верхней одеждой был армяк.
Армяк
— верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани. С
капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.
Слайд 19
КУШАК - мужской пояс или опояска, широкая тесьма,
либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для
обвязки человека в перехвате , по верхней одежде.
Слайд 20
Под кафтан-зипун одевалась ПОДДЁВКА. Поддёвка поддевалась под более
тёплую верхнюю одежду. Этот элемент мужского народного костюма шился
из более тонкого домашнего сукна- льна и шерсти.
Слайд 21
Верхней нарядной одеждой во все времена были ШУБЫ
И ПОЛУШУБКИ.
У крестьян они были овчинными, изредка на
заячьем, собачьем или кошачьем меху.
Овчинная шуба ТУЛУП означала семейное благополучие.
Слайд 22
Головные уборы
Все русские мужские шапки делились на нескольких
видов. У простых граждан летом шапки из белого войлока,
а зимою из сукна, подбитые мехом. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками.
Слайд 23
Люди состоятельные шили шапки из тонкого сукна или
бархата, а богатые — из парчи или атласа с
пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом; московские щёголи могли добавить к этому ещё и золотые пуговицы.
Слайд 24
Мурмолка была разновидностью колпака — четырёхугольная, низкой формы,
верх у которой был суконный, ярко-вишнёвого, зелёного или чёрного
цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата.
Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Зимой мурмолка подбивалась мехом, который отворачивался наружу широкой полосой, чтобы она не стягивала голову, в центре спереди делался разрез, а отвороты пристёгивались к тулье в двух местах пуговицами и богато украшались.
Слайд 25
Ещё один вид шапки — грешневик (гречник) пришёл
на Русь от монголо-татар в конце XIII в. Шился
он из поярка — шерсти, состриженной с молодой овцы-ярки, а своё название получил от схожести с пирогом из гречневой муки. Этот пирог пекли во время поста, он имел форму столбика высотою в 2 вершка (около 8 см), широкий сверху и чуть сужающийся снизу, такой формы была и шапка.
В XIX в. гречник станет излюбленным головным убором московских извозчиков.
Слайд 26
Треух — «три уха», напоминал современную шапку-ушанку с
опускающимся
Зимой крестьяне носили овчинные шапки разных фасонов —
малахаи и треухи.
Малахай имел четыре лопасти: две из них закрывали лоб и затылок, а другие две — уши и щёки, они были длинными и могли обматываться вокруг шеи, завязываясь на затылке.
Слайд 27
Третьим видом мужских шапок являлась тафья, или скуфья,
небольшая мягкая шапочка, наподобие тюбетейки, прикрывавшая только макушку, расшитая
шёлком или золотыми нитями. На Русь она попала с Востока и приобрела популярность среди богатой части населения как домашний головной убор.
Слайд 28
И вот ещё одна разновидность:
«у князей и бояр или их государственных советников во
время публичных заседаний надеты шапки из чёрного лисьего или собольего меха, длиною в локоть». Их называли горлатными. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости.
Шили её из целого меха горла животного—«душки». Иногда использовали не мех, а выделанную кожу, парчу и замшу. Знатные люди не снимали головных уборов ни при входе в помещение, ни за столом, ни в присутствии царя.
Слайд 29
Русский народный костюм в произведениях известных художников
Иван Яковлевич
Билибин
Слайд 49
Создать эскиз мужского
русского народного костюма