Слайд 2
АВАНГАРДИЗМ (авангард) - совокупное наименование художественных тенденций, более
радикальных, чем модернизм.
АВАНГАРДИЗМ - совокупное
название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом.
Слайд 3
Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями,
с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным.
Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.
Слайд 4
Авангард был нацелен на радикальное преобразование
человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила
бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.
Слайд 5
Ранний рубеж авангардизма в изобразительном искусстве 1910-х
годов обозначен
фовизмом и кубизмом.
ФОВИЗМ (от франц. fauve
— дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-1907 годах.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 века, представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.
Слайд 6
Фовизм
Фовистов (А. Матисс, А.
Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк
) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.
Слайд 7
МАТИСС Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного
искусства.
Один из лидеров фовизма.
(Анри Матисс.
Фотография работы Анри Картье-Бессона. 1943-1944 г.)
Слайд 8
Матисс выразил праздничную красочность мира в ясных
по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, витражах,
гравюрах, литографиях, утверждающих красоту и радость бытия.
Анри Матисс. «Красные рыбки». 1911. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Слайд 9
Анри Матисс. «Урок музыки». 1916-17.
Анри Матисс. «Женский портрет».
Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина.
Слайд 10
Мир Матисса — это мир танцев
и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных
плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Слайд 11
ДЕРЕН Андре (1880-1954), французский живописец.
Писал пейзажи в
духе фовизма и раннего кубизма,
сумрачные и застылые сцены
из будничной жизни.
Андре Дерен. «Тропинка в лесу Фонтенбло». Около 1908 года. Москва. Музей изобразительных искусств имени Пушкина.
Слайд 12
Андре Дерен. «Стволы деревьев». 1912 год.
Слайд 13
Кубизм
Художники издавна привыкли изучать и
пропорционировать объекты своего изображения (в особенности фигуру человека), выравнивая
их поверхности в рисунке или эскизе в виде гладких плоскостей и тем самым придавая объемам подобие геометрических тел. Однако лишь в начале 20 в. этот расхожий прием стал сознательно конструируемым методом.
Слайд 14
Три этапа в развитии кубизма
1-я стадия («аналитический
кубизм») характеризуется сдержанным, даже суровым колоритом, основанным на коричневато-охристых,
зеленых и синих тонах.
В 1912-1914 гг. наступает фаза «синтетического кубизма», иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами (так нарождается новая техника «коллажа»).
Во 2-й половине 1910-х гг. наступает период «декоративного кубизма», названного так из-за возросшей пастозности и яркости его красок. Но в эти годы кубизм по сути уже разлагается.
Слайд 15
Кубизм берет свое прямое начало с творчества
Пабло
Пикассо и Жоржа Брака.
Слайд 16
Портрет Пабло Пикассо
работы Хуана Гриса. 1912.
Слайд 17
Пабло Пикассо: «Я не мог бы жить, не
отдавая искусству все свое время. Я люблю его, как
единственную цель своей жизни. Все, что я делаю в связи с искусством, доставляет мне величайшую радость».
ПИКАССО Пабло (полн. Пабло Руис-и-Пикассо) (1881 — 1973), французский живописец, по происхождению испанец.
С 1907 основоположник кубизма, с середины 1910-х годов создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму.
Слайд 18
Пабло Пикассо.
«Авиньонские девушки». 1907.
Слайд 19
Пабло Пикассо. «Женщина в кресле». 1913. Масло, холст.
Слайд 20
Пабло Пикассо. «Мужская голова». 1913.
Если в начале
«кубистического периода» художник стремился разлагать предметы на составные части,
то, начиная с 1912 года, он создает из различных элементов «новую реальность», причем конкретная модель становится только отправной точкой, материалом для создания новой.
Слайд 21
Пабло Пикассо. «Натюрморт с кофейницей». 1909.
Натюрморт был
создан в тот период, когда художника уже не удовлетворяло
классическое изображение предмета только с одной точки зрения, он пытается, рассматривая его со всех сторон, работать по принципу: «Я изображаю мир не так, как его вижу, а как его мыслю».
Слайд 23
Пабло Пикассо. Иллюстрации к поэме Овидия «Метаморфозы». 1930.
Эти иллюстрации, напоминающие изображения на античных вазах, не только
иллюстрируют отдельные эпизоды поэмы, но и передают ее ясный образный строй. В этих рисунках художник старался четкой линией передать пластичность обнаженного тела и ритм его движения.
Слайд 24
Пабло Пикассо. «Плачущая женщина».
Рисунок выполнен 6 июля
1937 года, уже после создания Герники — одного из
основных произведений Пикассо, но на основе более ранних эскизов к ней.
Слайд 25
Пикассо. «Девочка на шаре». 1905 год.
Музей
изобразительных искусств имени Пушкина.
Слайд 26
Пабло Пикассо. «Портрет Амброаза Воллара». 1915.
Амброаз Воллар
— французский коллекционер и меценат, один из тех, кто
не только открыл, но и популяризировал творчество Сезанна, Ван Гога и других художников. В 1901 году в галерее Воллара в Париже состоялась первая выставка произведений Пикассо.
Слайд 27
Пикассо оказал громадное влияние на художников
всех стран, став самым известным мастером в искусстве 20
века.
Слайд 28
БРАК Жорж (1882-1963), французский живописец.
Один из основателей
кубизма («Женщина с гитарой», 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций.
Жорж
Брак. «Скрипка и кувшин». 1910.
Жорж Брак. «Натюрморт на столе». Коллаж. 1914.
Слайд 29
1)Жорж Брак. «Круглый стол». 1922.
2) Жорж Брак.
Мастерская II. 1949.
Слайд 30
Кубизм в России
Русский кубизм был сугубо переходным
явлением, своего рода «школой авангарда» (поскольку ряд крупных российских
авангардистов, — А. В. Лентулов, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, — учились в 1911-1913 гг. в парижской Академии «Ла Палетт»).
Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета » (в том числе П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не пошло дальше раннего этапа, самобытно и красочно его обогатив.
Художники же настроенные более радикально (К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.) быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода.
Однако и позднее, в свой витебский период (1919-1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».
Слайд 31
КУБОФУТУРИЗМ - направление в искусстве 1910-х
годов, наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет,
стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени). Близость к «машинной» ритмике произведений русских кубофутуристов (прежде всего, работ К. С. Малевича того же периода) характерна и для работ Ф. Леже того времени.
Слайд 32
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878 — 1935) - российский
живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства
геометрической абстракции.
Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-1894 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-1896-х гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.
Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-1910).
Слайд 33
Казимир Малевич.
Автопортрет. 1934.
Слайд 34
1)Казимир Малевич. «Цветочница». 1903.
2)Казимир Малевич. «На сенокосе». 1909.
Слайд 35
1)Казимир Малевич. «Авиатор». 1914
2)Казимир Малевич. «Англичанин в Москве».1914
Слайд 36
СУПРЕМАТИЗМ – стиль, положенный
К. С. Малевичем в
основу своих художественных экспериментов 1910-х годов
К. С. Малевич
считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, «высший, последний»)
Ему свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник)
Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство
Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок.
Слайд 37
«Черный квадрат». 1915.
«Супрематизм». 1915.
Слайд 38
Казимир Малевич. «Женский портрет». 1919.
Казимир Малевич. «Пейзаж с
пятью домами». 1928-32.
Слайд 39
Казимир Малевич
«Голова крестьянина». 1928-1932.
Слайд 40
ТАТЛИН Владимир Евграфович (1885-1953)
Российский живописец, график, художник-конструктор,
театральный художник, заслуженный деятель искусств России (1931)
Как живописец был
близок к кубизму и футуризму
Один из основоположников отечественного художественного конструирования (орнитоптер «Летатлин», 1930-31), кинетического искусства (модель памятника 3-му Интернационалу, 1919-20); проектировал массовые бытовые вещи
Слайд 41
Владимир Татлин. «Матрос (Автопортрет)». 1911. Темпера. Русский музей,
Санкт-Петербург.
Слайд 42
Владимир Татлин. «Портрет художника». 1912. Масло, холст.
Слайд 43
Знаменитая «Башня Татлина» (памятник Третьему Интернационалу) стала самым
известным и
грандиозным проектом
художника-конструктивиста. 1919-1920.