Слайд 2
Человек с неразвитым образным мышлением никогда не может
воскликнуть:
«Эврика!»
А. Эйнштейн
Слайд 3
И.С. БАХ
Токката и фуга
( ре минор)
Слайд 4
Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало
величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга —
жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования.
Слайд 6
Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным
к чарующим красотам звёздного неба. Какая же она, музыка
космоса, музыка других миров? Вот как услышал её ещё в начале XX века американский композитор Чарльз Айвз, написавший оркестровую пьесу, которую так и назвал "Космический пейзаж" ("Вопрос, оставшийся без ответа").
Слайд 7
ЧАРЛЬЗ АЙВЗ
Самый удивительный композитор XXвека
(1874-1954)
Слайд 8
Струнные инструменты изображают неизведанные дали, звезды, планеты, духовые
инструменты передают образ людей-космонавтов, а так же неизвестных нам
жителей других планет, между ними происходит взаимодействие, но научатся ли земляне общаться? «Вопрос, оставшийся без ответа». Так и назвал Ч. Айвз последний вариант своей космической пьесы .Вопрос понимания мира, в котором мы живем.
Вопрос, Оставшийся без ответа
Слайд 10
Для искусства предсказание будущего или открытие новых научных
фактов не является главной целью, это всего лишь одна
из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения
технического прогресса.
В истории культуры много
различных фактов,
подтверждающих это.
Слайд 11
Русский инженер Лев Сергеевич Термен
(1896—1993) предвидел появление современного
синтезатора и звучание электронной музыки.
Слайд 13
Терменвокс предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных,
джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых
эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
Слайд 16
Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и
математиком Е.А. Мурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС,
названного так в честь Александра Николаевича Скрябина. В 1960 году, когда АНС, установленный в музее А.Н. Скрябина, привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление - направление электронной музыки. Став учеником Е.А. Мурзина в электоронике, он единственный связал с ней свою судьбу.
Слайд 17
В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались
кинематографисты. Поначалу звукошумовыми напластованиями, электронными эффектами, подчеркнуто «неземным» звучанием
озвучивались в основном научно-популярные фильмы «космической» тематики. Э.Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975) и «Сталкер» (1980) - причем в «Солярисе» как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки.
Слайд 18
Драма, снятая по мотивам одноименного романа
польского
писателя-фантаста Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму
контактов с внеземным разумом. Смысл прост до невозможности - человечество еще не доросло до колонизации экзопланет.
Солярис
Слайд 19
Авторами было использовано переложение
фа-минорной хоральной прелюдии
И.С. Баха
(«Я взываю к тебе, Господи!»), сделанное
Э. Артемьевым.
Это произведение
известно под названием
«Слушая Баха (Земля)».
Слайд 20
Органные хоральные прелюдии И.С. Баха - образцы философской
лирики композитора, размышления о человеке, его радостях и печалях.
И.С.
БАХ
хоральная Прелюдия
(фа минор)
Слайд 21
Органист обычно исполняет прелюдию на тему, содержательно связанную
с последующим за ней хоралом. Прелюдия Фа минор предшествует
хоралу «Я взываю к тебе, Господи». Хорал - церковное богослужение протестантов, исполняемое всем приходом. Мелодия хорала определяет весь облик произведения. Песенность, ровное движение басов придает музыке строгость, собранность, что рождает состояние глубокой сосредоточенности и возвышенной печали.
Слайд 22
И.С. БАХ «Я взываю к тебе, Господи!».
Слайд 24
Что хотели сказать авторы фильма (режиссер и композитор),
включив в него музыку И.С. Баха?
Почему
Артемьев в своей обработке хоральной прелюдии имитирует хоровые голоса?
Вопросы:
Слайд 25
Художественное мышление в авангарде науки
1. Является ли главной
целью для искусства предсказание будущего? А) да Б)
нет
2. Кто из великих художников разработал модель летательного аппарата? А) Оноре де Бальзак Б) Леонардо да Винчи В) Жюль Верн
3. Кто из великих писателей в своих произведениях предсказал полеты на Луну? А) Оноре де Бальзак Б) Леонардо да Винчи В) Жюль Верн
Слайд 26
4. Как называется произведение А.Толстого, в котором он
предсказал появление лазера?
А) «20 тысяч лье под водой»
Б) «Гиперболоид инженера Гарина»
В) «Человеческая комедия»
5. Как называется электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны? А) терменвокс
Б) тервомокс В) темернокс
Слайд 27
Художественно-творческое задание
Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую
ваше представление о будущем России, мира.
Домашнее задание: