Слайд 2
История промысла
Гжель — один из старейших
центров русского народного
керамического искусства.
Гжельский промысел известен с
XIV в. Основные черты
гжельского гончарного мастерства
складываются в XVI—XVII вв.
На основе гжельских высококачественных глин здесь родилось производство многокрасочной русской майолики. В XVIII в. керамический промысел Гжели приобретает наибольший расцвет.
Слайд 3
В ассортименте гжельских мастеров
появились квасники, тарелки и игрушки,
расписанные керамическими красками. Иногда квасники украшали лепными фигурками, отмеченными
богатством фантазии народных художников,
и тогда изделия становились подлинными шедеврами.
Слайд 4
В конце XVIII в. развивается в Гжели производство
украшенного бесцветной прозрачной глазурью полуфаянса, стилистическая особенность
которого формируется в течение
всего XIX в.
Слайд 5
Сейчас в Московской области производством художественных в изделий
из керамики занимаются
Турыгинский завод художественной керамики
в деревне Турыгино и
Гжельский гончарный завод в деревне Трошково Раменского района.
Слайд 6
Современные мастера
развивают ценное наследие народного промысла. Они изготавливают
разнообразные художественные изделия из
фарфора, фаянса, майолики и терракоты.
Каждый мастер работает в своей манере, что делает изделия уникальными.
Слайд 7
Для производства изделий используют
привозное сырье — просяновский или
глуховецкий каолин, часовъярскую глину, карельский полевой шпат, просяновские кварцевые
отходы с добавлением шамота (молотых черепков утильного обжига). Основная техника изготовления изделий — литье в гипсовых формах.
Слайд 8
Пористый гипс впитывает влагу, шликер (жидкая фарфоровая масса)
постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг,
живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.
Слайд 9
Надглазурная роспись выполняется по белому фону или одним
золотом по темно-синей глазури.
Слайд 20
Гжельские мотивы лучше всего рисовать на бумаге синей
гуашью
(лазурь железная).
Слайд 21
Каждая кисть используется только для определенного элемента:
№
1, 2 — усики, завитки.
Слайд 22
Краску для росписи следует разводить на палитре.
В
учебных целях можно воспользоваться акварелью.
Узор в полосе
Слайд 23
№ 3, 4 — «капельки»
Этот сплошной мазок
создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят
кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги.
Слайд 24
Узоры из капелек
Простым примакиванием такого эффекта получить невозможно.
«Капельку» можно назвать узким мазком.
Слайд 25
№ 4, 5 — декоративные веточки
Красота
и выразительность гжельского мазка в постепенном переходе синего цвета
от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают.
Слайд 26
Этот прием получил название «мазок на одну сторону»,
«мазок с тенями», живописный, или тональный мазок. Он бывает
разной конфигурации.
Орнаментальное богатство гжельской росписи достигается во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами.
Слайд 27
Мазковая роспись. Гжельская роза
№ 8, 9 — лепестки
розы;
№ 6, 7 - крупные листья;
Слайд 28
После того как написан главный цветок, приступают к
изображению стебля с листочками.
Декоративные веточки выполняются «мазком с тенями»,
а листочки — широким сплошным мазком. Краска для листочков должна быть немного светлее лепестков цветка.
Слайд 29
Завершающий этап — прописка тонких линий завитков, усиков
и прожилок, которые придают росписи изящество и законченность.
Слайд 30
Тематика росписи
— изображение сцен труда и отдыха («Тракторист»,
«Стрижка овец»,
«Косарь», «Чаепитие»),
изображение
диковинных птиц,
портреты городских
жителей и т. д.
Слайд 31
Последовательность росписи птицы