Слайд 2
Выбор и обоснование проекта
Изучение и исследование образа Снегурочки
в изобразительном, декоративно- прикладном искусстве, мультфильме, кинофильме и др…
Слайд 3
Цель:
Раскрыть свое понимание глубокого смысла доброй поучительной
истории-сказке «Снегурочка»
Задачи:
Изучить истоки образа Снегурочки.
Классифицировать сведения об образе Снегурочка.
Через
Интернет источники выяснить насколько глубоко образ Снегурочки...
По описанию создать образ современной Снегурочки.
Сделать выводы о месте Снегурочки в мировой литературе.
Слайд 4
Этапы реализации проекта.
Поиск и обработка информации.
Выбор методики и
её реализация на практике.
Оценка полученных результатов.
Слайд 5
Содержание
Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян.
Варианты народных
авторских сказок.
Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»
Музыка П.И. Чайковского
к одноименному спектаклю.
Опера-сказка Н.А. Римского-Корсакова
Образ сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, живописи, эскизы костюмов и декорации
Кинофильмы и мультфильмы Снегурочка
лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового
года является прекрасная и милая девушка – Снегурочка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.
Слайд 7
Впервые, этот образ исследовал
А. Н. Афанасьев. А немного позже, вдохновленный такой
идеей выдающийся драматург А. Н. Островский воплотил образ Снегурочки в одноименной пьесе. По замыслу автора, Снегурочка – светловолосая девушка, родителями которой были Дед Мороз и Весна – Красна. Она выглядела очень бледной и такая же под стать была и ее одежда, бело – голубая шубка с меховой шапкой и рукавичками. Пьеса была написана в форме драмы, прекрасная и милая девушка погибает летом во время проведения древнего славянского ритуала в честь бога Солнца Ярилы.
Слайд 8
До сих пор Снегурочка очень популярна
и является обязательной спутницей Деда Мороза.
В
конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков образ Снегурочки очень часто начали использовать в сценариях для проведения различных детских новогодних мероприятий. Фигурками Снегурочки украшали елки, а для девочек готовили костюмы Снегурочки . Большой популярностью пользовались небольшие инсценировки популярных народных сказок, пьес и опер, где главным персонажем была Снегурочка. Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов.
Слайд 9
Образ прекрасной Снегурочки, внучки Деда
Мороза еще более загадочен, чем сам Дед Мороз. Как
таковой он отсутствует в пантеоне славянских богов (по крайней мере, в дошедшем до нас виде) и не имеет аналогов в мифологии других народов. Этот уникальный образ встречается лишь в русском фольклоре.
Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян.
По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 2 версии:
1. образ дочери Мороза
2. символ застывших вод
Слайд 10
Снегурочка – новогодний персонаж русских
легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась
дочкой Мороза и Снежной Царицы. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. Истинные корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки часто встречается в преданиях тех времен. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу, либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский)
Слайд 11
Последний вариант более показателен и,
скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф
о природных духах, погибающих при смене сезона.Здесь обнаруживается связь с календарным обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный персонаж погибает с приходом лета.
По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Слайд 12
«Снегурочка» в изобразительном искусстве.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году
в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Снегурочка имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой и кокошник. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. Многие художники обращались в своем творчестве к образу Снегурочки такие как Васнецов, Рерих ,Коровин , Михаил Врубель, Владимир Нестеров Александр Дайнека , Светлана Ким и многие другие
Слайд 13
Снегурочка - один
из самых интересных и известных героев всех времён .Она
герой не одной , даже не двух , а десятков интереснейших сказок, рассказов ,пьес ,опер ,песен ,
картин Русского народа. Снегурочка любимица
всех детей и взрослых.
Слайд 14
Общие выводы.
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном
обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж
народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
В 1873 А. Н. Островский пишет пьесу «Снегурочка». Большинство исследователей творчества Островского, говоря о пьесе «Снегурочка», ссылаются на дневник драматурга, который он вел весной 1848 года, когда переезжал с семьей из Москвы в Щелыково. Может быть, во время остановки в Переславле – Залесском автор «Снегурочки» и услышал местную легенду «о царстве счастливых берендеев, которыми правил добрый и мудрый царь». Сказочность природы Шелыкова вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Поэтому и появление пьесы-сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно.
Таким образом, возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково.
Но с другой стороны, родиной Снегурочки можно считать и Абрамцево.
В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
И в 1882 году по- настоящему «оживил » Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г.
И именно в Абрамцеве В.М.Васнецов написал картину «Снегурочка - дочь Мороза и Весны».
Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника.
Таким образом, родиной Снегурочки можно считать два места: Абрамцево и Щелыково.
А свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов