Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по МХК на тему Рыба: вечно живой символ (11 класс)

Содержание

Изображение рыбы в живописи - популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах.
Рыба: вечно живой символСимволы в искусстве Изображение рыбы в живописи - популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах. Значение и толкование символаСимвол зарождения жизниСимвол процесса оплодотворенияИдея плодородияСимвол многочисленного потомстваОлицетворение богатства и счастья такое толкование изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве III—VI вв. н.э. - в период первых гонений Символ Рыбы - происхождение монограммы ИисусаКаждая буква древнегреческого слова «Рыба» была для христиан Многозначность   символа Рыба как символ крещения«Как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретёт Рыбы и хлеба. Мозаика. Табха. Израиль. IV в. н.э.Рыба как метафора евхаристии и пример Символ ТроицыТри рыбы на церковных эмблемах, переплетённые между собой или имеющие одну голову, обозначают Троицу. Символ воскресенияСюжет о пророке Ионе, проглоченном «большой рыбой» и исторгнутом через три дня невредимым. Толкование Откровения Св. Иоанна Богослова «На море Тивериадском»:Лодка с учениками Христа означает Самая распространенная Рыба средневекового мышленияДля астрономов и астрологов - знак ЛуныДля алхимиков - символ водыВ медицине Творчество Иеронима Босха - кульминация перехода религиозной живописи в светскую, учитывая сохранение многозначности изобразительного Герои картины Питера Брейгеля Старшего визуально обращаются с рыбой, как с продуктом, но художник в свои сюжеты вложил Голландские пословицы  П. Брейгеля Старшего«Жарить селёдку, чтобы поесть икры» - означает «Сорить деньгами». Голландские пословицы  П. Брейгеля Старшего«Селёдка висит на своих жабрах» - «Будь Голландские пословицы  П. Брейгеля Старшего«Он рыбачит ниже, мимо сети» - т.е. «упускать Голландские пословицы  П. Брейгеля СтаршегоНа многих картинах, как и на работе Питера Брейгеля Особое место в этом контексте занимает образный ряд Джузеппе Арчимбольдо, который отразил водную стихию Переоценка ценностей: человек и его интересыЕвропейское общество претерпевало изменения. Символ Рыбы начал Питер Клаас. Натюрморт. 1597−1661.Первые натюрморты: Хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа. Рыба-символ получила широкое распространение в сценах рыбных рынков и лавок, ловли рыбы. Заказчиками произведений искусства На полотне фламандского художника Ф. Снейдерса сверкает серебристая рыбья чешуя. Этим изобилием художник «Рыбная» тема в творчестве художников начала XX в.Участники группы «Бубновый валет» стремились приблизить «Рыбная» тема в творчестве художников начала XX в. Яркое упоминание, апеллирующее к классической традиции, — «Рыбная» тема в творчестве художников XX в. Художников авангарда уже интересовали оптические «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.Жорж Брак. Натюрморт с рыбой.Жорж Брак. Чёрная рыба. 1942 г. «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.  Изображение в стиле – «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.  По-своему интерпретировал образ обитательницы «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.К мистической теме рыб обратился в 1940 г. Николай Рерих.На картине Художники любят изображать рыб и по сей день. И наверняка будут всё время возвращаться к этому
Слайды презентации

Слайд 2 Изображение рыбы в живописи - популярный, красивый и многообразный символ, известный

Изображение рыбы в живописи - популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах.

на протяжении многих веков в различных культурах.


Слайд 3 Значение и толкование символа
Символ зарождения жизни
Символ процесса оплодотворения
Идея

Значение и толкование символаСимвол зарождения жизниСимвол процесса оплодотворенияИдея плодородияСимвол многочисленного потомстваОлицетворение богатства и счастья

плодородия
Символ многочисленного потомства
Олицетворение богатства и счастья


Слайд 4 такое толкование изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве III—VI вв. н.э.

такое толкование изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве III—VI вв. н.э. - в период первых

- в период первых гонений христиан как секретный знак веры.
Символика

тайнописи -

Слайд 5 Символ Рыбы - происхождение монограммы Иисуса
Каждая буква древнегреческого слова

Символ Рыбы - происхождение монограммы ИисусаКаждая буква древнегреческого слова «Рыба» была для

«Рыба» была для христиан первой буквой других важных слов, выражающих

исповедание христианской веры: «Iesous Christos Theou Hyios Soter» (греч.) — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» 
(сокращенно: ICHTHUS — Рыба).

Слайд 6 Многозначность символа

Многозначность  символа

Слайд 7 Рыба как символ крещения
«Как рыба не может жить без

Рыба как символ крещения«Как рыба не может жить без воды, так истинный христианин

воды, так истинный христианин не обретёт спасения, не пройдя через воды крещения».


Слайд 8 Рыбы и хлеба. Мозаика. Табха. Израиль. IV в. н.э.
Рыба

Рыбы и хлеба. Мозаика. Табха. Израиль. IV в. н.э.Рыба как метафора евхаристии и

как метафора евхаристии и пример милосердия: насыщение пяти тысяч человек

пятью хлебами и двумя рыбками.

Слайд 9 Символ Троицы
Три рыбы на церковных эмблемах, 
переплетённые между собой или

Символ ТроицыТри рыбы на церковных эмблемах, переплетённые между собой или имеющие одну голову, обозначают Троицу.

имеющие одну голову, обозначают Троицу.


Слайд 10 Символ воскресения
Сюжет о пророке Ионе, проглоченном 
«большой рыбой» и исторгнутом через три

Символ воскресенияСюжет о пророке Ионе, проглоченном «большой рыбой» и исторгнутом через три дня невредимым.

дня невредимым.


Слайд 11 Толкование Откровения Св. Иоанна Богослова «На море Тивериадском»:
Лодка

Толкование Откровения Св. Иоанна Богослова «На море Тивериадском»:Лодка с учениками Христа

с учениками Христа означает христианскую Церковь, а лов рыбы

– это лов душ человеческих, как сказано и в Евангелии:
«Проходя близ моря Галилейского, увидел Иисус двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И говорит им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они, тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18-20; Мар. 1: 16-18).

Символ «ловли человеков» в лоно христианства


Слайд 12 Самая распространенная "рыба" Средневековья – дельфин - символ

Самая распространенная

воскресения и спасения. Как отличный пловец, может переносить души

умерших в мир иной. Вместе с якорем или лодкой означает христианскую душу, которую Христос ведёт к спасению. Иногда дельфин изображает самого Христа, т.к. эти животные часто плывут, сопровождая корабли. 

Рыба средневекового мышления


Слайд 13 Рыба средневекового мышления
Для астрономов и астрологов - знак Луны
Для

Рыба средневекового мышленияДля астрономов и астрологов - знак ЛуныДля алхимиков - символ

алхимиков - символ воды
В медицине - значение флегматического темперамента
В сонниках

(толкователях снов) - интерпретация как воплощения плотского вожделения 
Для крестьянина - ассоциация с постом
Изображение рыбы, подвешенной за голову, - знак беспорядка, нарушения моральных норм

Слайд 14 Творчество Иеронима Босха - кульминация перехода религиозной живописи

Творчество Иеронима Босха - кульминация перехода религиозной живописи в светскую, учитывая сохранение многозначности

в светскую, учитывая сохранение многозначности изобразительного кода.
Художник часто употреблял определённые символы

в обратном общепринятому значении. Также изобретал новые символы.

И. Босх. Триптих «Сад земных наслаждений». 1500−1510 гг.


Слайд 15 Герои картины Питера Брейгеля Старшего визуально обращаются с рыбой, как

Герои картины Питера Брейгеля Старшего визуально обращаются с рыбой, как с продуктом, но художник в свои сюжеты

с продуктом, но художник в свои сюжеты вложил смысл, который до сих до конца не прочитан искусствоведами, т.к.

не все пословицы дожили до наших дней.

Рыба как иллюстрация фламандских пословиц

П. Брейгель Старший. Голландские пословицы.
1559 г.


Слайд 16 Голландские пословицы П. Брейгеля Старшего
«Жарить селёдку, чтобы поесть

Голландские пословицы П. Брейгеля Старшего«Жарить селёдку, чтобы поесть икры» - означает «Сорить деньгами».

икры» - означает «Сорить деньгами».
«Тут селёдка не жарится» - т.е. его попытки терпят

неудачу, он не получает того, на что надеется: «Всё идёт не по плану».

«Жарить целую сельдь ради одной икринки» - «Прилагать слишком много усилий для достижения ничтожного результата».


Слайд 17 Голландские пословицы П. Брейгеля Старшего
«Селёдка висит на своих

Голландские пословицы П. Брейгеля Старшего«Селёдка висит на своих жабрах» - «Будь

жабрах» - «Будь готов к ответственности за свои поступки».


«Здесь что-то большее, чем просто селёдка» - «Тут что-то большее, чем видно на первый взгляд».


Слайд 18 Голландские пословицы П. Брейгеля Старшего
«Он рыбачит ниже, мимо сети»

Голландские пословицы П. Брейгеля Старшего«Он рыбачит ниже, мимо сети» - т.е. «упускать

- т.е. «упускать удобный случай, терять возможность».
«Ловить рыбу без

сети» - «Извлекать выгоду из работы других людей».

Слайд 19 Голландские пословицы П. Брейгеля Старшего
На многих картинах, как и

Голландские пословицы П. Брейгеля СтаршегоНа многих картинах, как и на работе Питера Брейгеля

на работе Питера Брейгеля Старшего, присутствует сюжет «Большие рыбы пожирают

малых» — «Могущественные угнетают слабых», «Съесть самому или быть съеденным».

Слайд 20 Особое место в этом контексте занимает образный ряд Джузеппе

Особое место в этом контексте занимает образный ряд Джузеппе Арчимбольдо, который отразил водную

Арчимбольдо, который отразил водную стихию в женском портрете «Вода» (1563−1564 г.), составленном

из различных морских обитателей.

Слайд 21 Переоценка ценностей: человек и его интересы
Европейское общество претерпевало

Переоценка ценностей: человек и его интересыЕвропейское общество претерпевало изменения. Символ Рыбы

изменения. Символ Рыбы начал утрачивать свое сакральное значение и стал

переходить в плоскость утилитарную: ловим, едим, получаем удовольствие.
Это произошло в Голландии.
Появился натюрморт.

Слайд 22 Питер Клаас. Натюрморт. 1597−1661.
Первые натюрморты: Хлеб, бокал вина, рыба - символы

Питер Клаас. Натюрморт. 1597−1661.Первые натюрморты: Хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа.

Христа.


Слайд 23 Рыба-символ получила широкое распространение в сценах рыбных рынков и лавок, ловли

Рыба-символ получила широкое распространение в сценах рыбных рынков и лавок, ловли рыбы. Заказчиками произведений

рыбы.
Заказчиками произведений искусства уже стали не только церковь, но и новый зарождающийся

класс буржуазии.
Стало популярным иллюстрировать деятельность различных специальностей, ремёсел.

Слайд 24 На полотне фламандского художника Ф. Снейдерса сверкает серебристая рыбья

На полотне фламандского художника Ф. Снейдерса сверкает серебристая рыбья чешуя. Этим изобилием

чешуя. Этим изобилием художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни.
Перед зрителем —

олицетворение духа старой доброй Фландрии, любви её народа к земным дарам и одновременно воплощение простодушной мечты о благодатной Стране бездельников, где жареные куропатки влетают в рот всем желающим.

Франс Снейдерс. Рыбная лавка


Слайд 25 «Рыбная» тема в творчестве художников начала XX в.
Участники группы

«Рыбная» тема в творчестве художников начала XX в.Участники группы «Бубновый валет» стремились

«Бубновый валет» стремились приблизить своё творчество к «народному лубку», создавая

сочные красочные натюрморты, конкурирующих с уличными вывесками.

Илья Машков. Натюрморт. 1910 г.


Слайд 26 «Рыбная» тема в творчестве художников начала XX в.
Яркое

«Рыбная» тема в творчестве художников начала XX в. Яркое упоминание, апеллирующее к классической

упоминание, апеллирующее к классической традиции, — картина основоположника метафизической живописи Джорджио

Кирико «Священные рыбы», в которой сюжет полон таинственности и многозначности.
Да и название прямо указывает на смысл.

Джорджио Кирико. Священные рыбы. 1918 г.


Слайд 27 «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.
Художников

«Рыбная» тема в творчестве художников XX в. Художников авангарда уже интересовали

авангарда уже интересовали оптические иллюзии, игра форм, цвета, фактур. 
Зинаида Серебрякова. Рыба

на зелени. 1935

Зинаида Серебрякова. Селёдка и лимон


Слайд 28 «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.
Жорж Брак.

«Рыбная» тема в творчестве художников XX в.Жорж Брак. Натюрморт с рыбой.Жорж Брак. Чёрная рыба. 1942 г.

Натюрморт с рыбой.
Жорж Брак. Чёрная рыба. 1942 г.


Слайд 29 «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.

«Рыбная» тема в творчестве художников XX в. Изображение в стиле –

Изображение в стиле – граница импрессионизма и фовизма.
Использование ярких

чистых цветов, отказ от полутонов и светотени создаёт иллюзию чистого взора – так непосредственно и радостно на мир может глядеть только ребёнок.
Картина отказывается что-либо повествовать, а лишь вызывает светлые эмоции.

Анри Матисс. Красные рыбки


Слайд 30 «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.

«Рыбная» тема в творчестве художников XX в. По-своему интерпретировал образ обитательницы

По-своему интерпретировал образ обитательницы водной стихии Пауль Клее. Своим

свечением, угрожающими «колючками» рыбка приковывает к себе взгляд зрителя. Вполне вероятно, что в этой работе автор решил обратиться к нереализованным детским фантазиям, и милое создание трансформировал в загадочную пиранью.

Пауль Клее. Золотая рыбка. 1925


Слайд 31 «Рыбная» тема в творчестве художников XX в.
К мистической теме

«Рыбная» тема в творчестве художников XX в.К мистической теме рыб обратился в 1940 г. Николай

рыб обратился в 1940 г. 
Николай Рерих.
На картине изображён шаман, 
обращающийся в своём обряде к силам

воды, огня, земли и воздуха.

Николай Рерих. Заклятие. Терафим. 1940 г. 


  • Имя файла: prezentatsiya-po-mhk-na-temu-ryba-vechno-zhivoy-simvol-11-klass.pptx
  • Количество просмотров: 187
  • Количество скачиваний: 2