Слайд 2
В.А.Серов. Анна Павлова в балете «Сильфиды». Плакат-афиша «Русских
сезонов» в Париже 1909 г.
Блистательна, полувоздушна.
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф
окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Евгения Онегина»
Слайд 3
Из истории балетного искусства
Балет –музыкальный спектакль, где основным
выразительным средством служит танец.
Балет – исключительно театральное искусство. Его
корни уходят в 14 столетие , а становление завершилось к концу 16 века.
Страны Европы осваивали балет согласно своим национальным танцевальным традициям.
Поначалу балеты не имели сюжета.
Различные празднества, маскарады –способствовали становлению этого жанра.
«Благородные» герои появлялись на сцене в масках и костюмах, сшитых по последней моде. На ноги надевали башмаки на высоких каблуках. У мужчин были панталоны до колен или короткие юбочки на каркасе. Женщины танцевали в костюмах, принятых при дворе. Движения в танце были медленными и величественными.
Слайд 5
Из истории балетного искусства
Во Франции в эпоху абсолютизма
расцвел придворный балет.
Во времена Людовика 14, в 1661 году,
создана Королевская академия танца.
Именно в это время были выработаны основные каноны и формы классического балета, появились пять позиций ног, с которых начинается любое движение в танце.
Поменялась техника танца (приобрел большую виртуозность и профессионализм)
Слайд 6
Реформы балетного искусства
Ж.Б. Перроно. Портрет Ж.Ж. Новера.
1764 г.
Выдающимся
реформатором балетного искусства стал Жан Жорж Новер (1727-1810)
Выдвинул на
первый план содержательную сторону спектакля, его сюжет.
Темами его балетов стали исторические события, античная литература и мифология.
Постановки носили трагико-комедийный и героико-лирический характер.
Главным средством актерской игры он избрал пантомиму. Впервые актеры появились на сцене без масок, и зритель смог увидеть выражение их глаз и мимику.
Слайд 7
Реформы балетного искусства
Мария (Г.С. Уланова) и Зарема (Т.М.
Вечеслова). Сцена из балета Б.В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Ленинградский
театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). 1934 г.
Реформы балетмейстера коснулись также музыки, костюмов и декораций балетного спектакля. Отныне балет стал самостоятельным театральным жанром.
Новер различал два вида танца: действенный (пантомимический), в котором четко выражен сюжет и происходит развитие действия, и бессюжетный (механический, или технический).
Классическим примером первого может служить дуэт Марии и Заремы в третьем акте «Бахчисарайского фонтана» Б.В. Асафьева.
Слайд 8
Из истории балетного искусства
Примером бессюжетного, технического танца можно
отнести танец маленьких лебедей во втором акте «Лебединого озера»
или танец лесных дриад в «Спящей красавице» П.И. Чайковского.
Слайд 9
Из истории балетного искусства
В эпоху романтизма на первый
план выдвинулась идея столкновения мечты и реальности. Основой сюжета
романтического балета стала борьба человека и сверхъестественных сил- духов, приведений, мифологических существ.
Особую роль в балете стала играть музыка.
Слайд 10
Из истории балетного искусства
Филиппо Тальони (1778-1871)
В это время
большой популярностью пользовались балеты Филиппо Тальони.
Расширил тематику балетных спектаклей,
ввел в них бытовые эпизоды, стилизованные народные танцы и пантомиму.
Слайд 11
Из истории балетного искусства
Активную роль стал играть кордебалет
– часть активной труппы, исполняющая массовые танцы и сцены.
Слайд 12
Из истории балетного искусства
Вершиной романтического танца стал балет
А. Адана «Жизель».
Карлотта Гризи в роли Жизели. Литография. 1841
г.
Слайд 13
Из истории балетного искусства
В начале 19 столетия взошла
звезда Шарля Луи Дидло (1767-1837), который особенно прославился в
России.
Используя лучшие достижения зарубежных школ, русский балет создал свою национальную школу.
Первый балетный спектакль в России был поставлен более 300 лет назад при дворе царя Алексея Михайловича – «Орфей и Эвридика».
Слайд 14
Из истории балетного искусства
Современный балет – это динамично
развивающееся искусство пластики, в котором можно увидеть отражение специфических
особенностей человека 21 века.
Большое распространение сегодня получает форма одноактного балета.
Слайд 15
Выразительные возможности балета
Балет (от ит. ballare - танцевать)
принято определять как вид музыкального искусства, содержание которого выражается
в хореографических образах.
Основные выразительные средства – музыка и танец.
Как и опера, он состоит из отдельных сцен, эпизодов и номеров, границы которых определяет музыка. Как и в опере, эти номера имеют программу, определенную либретто (сюжетная основа балета).
Слайд 16
Выразительные возможности балета
Основу балетного искусства составляет классический танец.
Основные
формы классического танца:
адажио- медленный, плавный лирический танец;
аллегро- быстрый, блестящий,
виртуозный.
Слайд 17
Выразительные возможности балета
Немаловажную роль играет и пантомима- движение,
жесты.
Слайд 19
П.И.Чайковский
«Спящая красавица»
«Щелкунчик»
«Лебединое озеро»
Слайд 20
И.Ф.Стравинский
«Жар – птица»
«Петрушка»
Слайд 21
С.С Прокофьев
«Золушка»
«Иван Грозный»
«Ромео и Джульетта»
Слайд 22
Р.К.Щедрин
«Анна Каренина»
«Кармен - сюита»
«Конек - горбунок»
Слайд 23
Домашнее задание:
Конспект
Рисунки на тему: «Балет»