Слайд 2
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только
в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру,
но ещё и в том, что они являются памятниками культуры духовного. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Произведения народного искусства вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они всё больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие эстетическую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Слайд 3
Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей,
где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный
потенциал этноса.
Хохломская роспись завораживает своей сказочностью и сложностью в композициях. Она радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото». Золотые травы, листочки, ягоды маслины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета Хохломы в основном составляют черно-красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зелёный, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи ещё большей яркости и нарядности. Образная выразительность Хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.
Образование и уровень компетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности.
В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности младшего школьника может оказывать искусство.
Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности.
Слайд 4
Актуальность данной темы определяется в объективно существующем противоречии
между потребностью младших школьников в самореализации в процессе занятий
декоративным изобразительным искусством и недостаточном количестве научно-методических разработок, специальных программ, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности в кистевой росписи.
Слайд 5
Проблема исследования - изучить наиболее
эффективные методы обучения технологии хохломской росписи школьников в системе
дополнительного образования, выявить педагогические условия для творческой самореализации младшего школьника в системе уроков, направленных на развитие навыков кистевой росписи при изучении хохломской росписи.
Слайд 6
Цель исследования – теоретически обосновать, раскрыть технологию, технику и
методику хохломской росписи.
Объект исследования: процесс формирования и развития навыков
кистевой росписи.
Предмет исследования: содержание и методика хохломской росписи.
Слайд 7
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью
исследования были выдвинуты следующие задачи:
1.Изучить историю возникновения и развития
хохломского промысла.
2.Изучить педагогическую, психологическую, методическую, искусствоведческую литературу по исследуемой проблеме.
3.Раскрыть сущность навыка как ведущего фактора изобразительной деятельности младшего школьника.
4.Разработать критерии и уровни творческой самореализации младшего школьника в образовательном процессе в системе уроков направленных на развития навыков кистевой росписи.
5.Адаптировать систему уроков направленных на развития навыков кистевой росписи (на примере хохломы).
6.Выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию младшего школьника.
7. Разработать систему уроков направленных на развития навыков кистевой росписи (на примере хохломы).
8.Разработать программу по хохломской росписи.
Слайд 8
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- теоретические основы и положения методики
обучения изобразительному и декоративно - прикладному искусству, в частности,
народным промыслам;
-основополагающие положения по искусствоведению, особенности эстетического, художественного восприятия личности в творческом процессе при изучении народных росписей.
Слайд 9
Методы исследования:
1. Анализ художественно-творческой практики мастеров хохломской росписи. Изучение
искусствоведческой, психолого-педагогической , методической и справочной литературы в области
изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
2. Анализ учебно-творческих работ учащихся при изучении хохломской росписи.
Слайд 10
Теоретическая и практическая значимость работы
Разработаны планы-конспекты занятий
по хохломской росписи для системы дополнительного образования . Разработана
учебная программа по хохломской росписи в системе дополнительного образования, теоретические и педагогические основы изучения хохломской росписи с детьми старшего школьного возраста. Методические рекомендации к выполнению учениками старшего школьного возраста хохломской росписи. Выполнены росписи изделий из дерева с хохломской росписью.
Слайд 11
В первой главе рассматриваются особенности хохломской росписи, история
развития и ее современное состояние. Рассматривается навык как ведущий
фактор изобразительной деятельности младшего школьника , приемы и методы формирования изобразительных навыков и виды хохломской росписи.
Слайд 12
Во второй главе мы разработали учебно –методический комплекс
по изучению младших школьников технологии хохломской росписи, где дается
последовательность формирования навыков кистевой росписи , практическое применение различных видов кистевой росписи Хохломы, разработка занятий по хохломской росписи для младших школьников и разработка программы по изучению хохломской росписи в системе дополнительного образования.
Слайд 13
Разработка программы по изучению хохломской росписи в
системе дополнительного образования
Актуальность программы.
Актуальность данной программы обусловлена ее
практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, мероприятий проводимых в доме детского творчества, а также при самозанятости в условиях экономического кризиса.
Слайд 14
Вид программы: модифицированная
Возраст детей: 7 -11 лет.
Срок
реализации образовательной программы «Художественная роспись» - 3 года.
Количество
учебных часов первого года обучения 162 часов; второго и третьего года обучения 162 часов.
Основные цели программы:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям;
овладение элементарными трудовыми навыками; способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям; коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.
Слайд 15
Задачи
Образовательные:
Обучение детей основам мастерства декоративно – прикладного
искусства;
Обучение технологии хохломской росписи.
Развивающие:
Развитие интереса детей
к изучению данного курса;
Развитие творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
Эстетическое воспитание детей на примере декоративно – прикладного искусства;
Воспитание патриотизма, уважение к труду, любовь к мастерству.
Слайд 16
В результате обучения школьники должны знать:
- виды декоративно
– прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и
их историю;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Слайд 17
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами
ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила
безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Слайд 18
Ожидаемые результаты
По итогам реализации программы дети должны
знать:
Историю и технологию народных художественных ремесел.
Виды хохломской
росписи.
Историю городецкой росписи.
Виды композиций городецкой росписи.
Технологию городецкой росписи.
уметь:
Уметь расписать деревянную доску под хохломскую роспись.
Уметь расписать деревянную доску под городецкую роспись.
Историю росписи под кудрину.
Технологию росписи под кудрину.
Уметь расписать деревянную доску под кудрину.
Уметь составлять орнаментальные композиции.
Слайд 26
Заключение
В заключении хочется отметить , что уроки по
изучению народных росписей являются замечательной площадкой для развития патриотизма
и любви к Родине. Нет ничего лучше чем развивать у ребенка видение красоты русской природы, русского человека его быта и традиций. Природа народного творчества и детского имеет много общего ,поэтому оно более доступно для детского понимания; во-вторых, народное ДПИ наиболее отрыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эстетические ценности, таящиеся в душе народа; в –третьих , общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца , но и способствует формированию развитого , образованного , обогащенного духовного человека; в-четвертых, обращение к народному ДПИ придает учебно-воспитательному процессу в дополнительном образовании «больше полноты, законченности , способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей ». Кроме того, овладение учащимися доступными им техническими приемами народного ДПИ открывает перед нами новые возможности для собственного творчества.