Слайд 2
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или
иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым
шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
Слайд 3
Палеолит
(палео – древний, литос – камень),
древний
каменный век
более 2 млн.лет до н.э. –
10
тыс. лет до н.э.
Слайд 4
Ранний палеолит
более 2 млн. лет до н.э. –
40 тыс. лет до н.э.
Средний палеолит
40 – 35 тыс.
лет до н.э.
Верхний палеолит
35 – 10 тыс. лет до н.э.
Слайд 5
В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер,
была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того
был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся
раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании.
Слайд 6
Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.
Слайд 13
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются
так называемые «палеолитические венеры» —
примитивные женские фигурки. Они
ещё очень далеки от реального
сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
Слайд 14
Верхний палеолит
35 – 10 тыс. лет до н.э.
-
расцвет наскальной живописи
(рисунки животных);
- скульптурное изображение человека (женщин),
т. н. «Палеолитические Венеры».
Слайд 15
Мезолит
(средний каменный век)
10 – 6 тыс. лет
до н.э.
Слайд 16
Мезолит
(средний каменный век)
10 – 6 тыс. лет
до н.э.
- схематичное изображение человека
и его действий;
-
пиктограмма (истоки письменности).
Слайд 17
ПИКТОГРАММА, [нем. Piktogramm < лат. pictus писаный красками,
рисованный + греч. gramma письменный знак, черта, линия]. Письменный
знак в виде рисунка, изображающий предметы и понятия.
ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО (от лат. pictus — нарисованный и греч. grapho — пишу) (рисуночное письмо, пиктография), отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Известно с времен неолита.
Слайд 19
Неолит
(новый каменный век)
6 – 4 тыс. лет до
н.э.
Слайд 21
Менгиры - вертикально поставленные сигарообразные, до 20м, каменные
столбы, иногда завершавшиеся изображением головы, - места общественных церемоний;
символы: земля - небо. По мнению одних ученых, менгиры, являются символом вертикально стоящего человека, своим отвесным положением противопоставляющего себя животным. Другие считают, что менгир мог также символизировать род и его силу, будучи одновременно местом, связанным с культом предков. Находят их на западе
Европы, в Средиземноморье,
в Закавказье.
Слайд 22
Дольмены - постройки из врытых в землю вертикально
поставленных каменных глыб, перекрытых плоскими крупными камнями. Ученые связывают
их с культом захоронения: это склеп, простейший саркофаг или гробница. Некоторые исследователи утверждают, что это были постройки для вторичного захоронения знати. Сотнями исчислялись дольмены по берегам Черного моря, на северо-западе Кавказа, в Прикубанье.
Слайд 23
Кромлехи - более сложные мегалитические постройки, центрически упорядоченная
композиция из вертикальных столбов, перекрытых горизонтальными глыбами. В этих
сооружениях выявлены принципы тектоники - взаимоотношения несущих и несомых частей. В Средней Азии и других местах Земли кромлехи были астрологическими площадками - "вечным календарем". В Англии около Стоунхенджа был найден кромлех,
в котором каменные столбы образуют несколько концентрических кругов: один - из небольших менгиров, другой, центральный, - из огромных глыб, попарно перекрытых каменными блоками. Центр архитектурной композиции - прямоугольная плита. Есть предположение об использовании этого кромлеха в астрономических целях. Это самый грандиозный кромлех, возведенный в Англии во втором тысячелетии до нашей эры.
Слайд 24
К эпохе позднего неолита и энеолита
относятся сооружения курганов (разновидность священной горы). Они выглядят в
виде насыпи из земли или камней на могиле погребённого под курганом, обычно знатного, царя, князя или воина. Слово
«курган» произошло от русск. «круг» – символ вечности (основание кургана - в форме круга). На рисунке видны особенности устроения кургана – ров вокруг
кургана, круговая городьба/плетень, четыре моста – символа четырёх
сторон и обелиск либо костер в центре кургана.
Слайд 25
Неолит
(новый каменный век)
6 – 4 тыс. лет до
н.э.
- украшение керамических изделий геометрическим орнаментом;
- мелкая пластика (фигурки
женщин, животных);
- развитие архитектуры (менгиры, дольмены, кромлехи);
- строительство укреплённых городищ и курганов.
Слайд 26
Энеолит
(медный век)
4 – 3 век до н.э.
Слайд 29
Энеолит
(медный век)
4 – 3 век до н.э.
- изделия
из металла (оружие, предметы быта, украшения) покрывались узорами с
помощью чеканки и гравировки.