Слайд 2
Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700
году в семье
известного архитектора и
скульптора Бартоломео Карло Растрелли и
испанской дворянки.
Слайд 3
Бартоломео
Карло
Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года
принял предложение от
российского посла поехать в Россию на три
года на службу к Петру I.
Слайд 4
Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл
в Петербург с шестнадцати летним сыном - своим ближайшим
помощником
Слайд 5
Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было
сооружение с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной
улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира.
Антиох Дмитриевич Кантемир
Слайд 6
По-настоящему дар Растрелли как искусного зодчего раскрылся в
царствование Анны Иоанновны
Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона
Растрелли получил весной 1732 года выстроить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и подходящий манеж.
Слайд 7
Осенью 1734 года Бирон снова призывает к себе
архитектора для того, чтобы доверить ему возвести замок в
Курляндии в Руентале – день закладки дворца – 24 мая 1736 года.
Рундальский замок
Слайд 9
В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил план
нового Летнего дворца, а в июне того же года
в торжественной обстановке состоялась его закладка.
Слайд 10
В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о
строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли.
Растрелли не пришлось завершить сооружение собора: в 1757 году сооружение (начатое в 1748 году) приостановилось в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним из самых значительных и цельных произведений Растрелли, одним из замечательных архитектурных ансамблей XVIII века.
Слайд 11
Работая над сооружением Смольного монастыря в декабре 1745
года, Растрелли получает новое приказание императрицы Елизаветы Петровны –
активизировать сооружение Верхних палат в Петергофе.
Слайд 12
15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервой устроила
в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные
и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.
Слайд 13
Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к
значительно больше значительному и цельному произведению зодчего – Большому
(Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году.
Слайд 14
Первоначально они заключались главным образом в переделках старого
дворца. С 1752 года Растрелли начал к новой перестройке
всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом – это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
Слайд 18
16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ
о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года,
в свое время чем был бесповоротно утвержден четвертый по счету план Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.
Слайд 21
Дворец - середина русского барокко середины XVIII века,
его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли
довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.
Слайд 26
Как это ни парадоксально, но как раз Петр
III оказался единственным из всех государей и императриц, при
которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.
Слайд 27
28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина
II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться
тучи. Ему перестали одаривать заказы, считая, что его манера барокко стал немодным. Обер-архитектор просит вручить ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает надлежащий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что еще раз вернется к работе. Но за время его отсутствия обстановка ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает заключение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
Слайд 28
В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу
Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну
Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сынуля Эрнста Иоганна Бирона Петр, тот, что ныне управлял всеми делами, дал осознать, что хочет брать молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли
Слайд 29
В феврале 1769 года Растрелли сызнова отправляется в
Италию с коммерческой целью - приобрести там картины итальянских
живописцев с тем, чтобы после этого перепродать их в Петербурге. Нет никаких сообщений, сколь удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.