Слайд 2
Золотой цвет, черный, красный –
В росписи
других нет красок.
В птицах и цветах посуда,
В землянике чашки,
блюда.
Узнали роспись детвора?
Конечно это –
ХОХЛОМА
Слайд 3
Тема урока: Хохлома
Дидактическая цель урока: Познакомить
учащихся с народным промыслом
«Хохлома»
Слайд 4
Задачи урока:
личностные:
- создавать условия для раскрытия
интеллектуальных возможностей детей;
-работать над
самооценкой и адекватным пониманием причин, успеха/неуспеха в учебной деятельности.
метапредметные:
воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни;
предметные:
сформировать умения выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции;
-развивать умения и навыки художественной росписи;
-совершенствовать умения и навыки декоративной росписи в изучении
народных художественных промыслов;
Слайд 5
Не могу налюбоваться,
взглядом долгим оторваться
От
причудливых узоров и фантазии просторов.
Ты душою глубока и торжественно
легка.
В твоих кудрях золотых солнечный играет блик,
Травник весело кружится,
гордая сидит Жар-птица,
Песни счастья нам поет, красны ягоды клюет.
Что за дивная посуда?
Роспись льется - просто чудо.
Здесь цветы, луга, поля
- все чем славится земля,
Слайд 7
Откуда же появилось
это удивительное искусство?
Разное
сказывают старики. Говорят, будто давным - давно поселился за
Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе. Считается, что родоначальником Хохломы является Семён - ложкарь, который вооружил целую армию деревянными ложками. А художник Г. Матвеев, под руководством которого была создана школа росписи и токарного искусства, развил этот кустарный промысел до промышленного производства. Он собирал традиционные рисунки и обучал мастеров. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становится главной темой творчества художников. Город Семенов, превратился в столицу золотой хохломы.
Слайд 11
Из истории
хохломской росписи
На волжские ярмарки
приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы.
Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Слайд 13
В чем же секрет красочной хохломской посуды?
Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Слайд 14
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы".
Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2.
После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо
просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя
эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова
или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся
гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который
наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5.Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком
(раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под
воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот
восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание
«Золотая Хохлома».
Слайд 16
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична
и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно
Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
Слайд 17
Издавна в хохломской росписи
использовались три цвета:
красный,
черный и золотой,
которые сохранились и поныне.
Такая цветовая
палитра обусловлена технологией изготовления,
а также имеет свой символический смысл.
Слайд 18
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием
добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской
росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
.
Слайд 19
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием
добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской
росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Слайд 20
Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным
и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон"
(золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.