Слайд 3
СВАРОГ
главный бог славянского пантеона, являлся богом огня. Старославянские
глаголы «варить», «сварганить» происходят именно от имени этого божества. Также
Сварог почитался как бог Неба и матерь жизни (с развитием язычества он сменил пол). Славянский Сварог был аналогичен древнегреческому Зевсу –не только руководил всем пантеоном, но и дал жизнь большинству остальных богов.
Слайд 4
ХОРС
Бог солнца Хорс также связан с множеством исконно русских слов
– «хворост», «крест», «искра», «хоровод», «круг» и другими, относящимися
к огню, кругу и красному цвету, которые, слившись воедино, дают полный образ солнца.
Слайд 5
ЯРИЛО
Бог весны, оживающей природы и зачатия как такового
– Ярило был символом плотской любви. Существуют споры, чьим
потомком являлся Ярило – Сварога или же Велеса, однако, вспомнив, что Сварог менял пол, а Велес – нет, можно предположить, что Ярило – дитя обоих божеств.
Слайд 6
ДЖАДЬБОГ
Бог плодородия, силы и яркости солнца, а также
правил мироздания – Даждьбог исполнял желания и просьбы славян,
такие как пожелания здоровья и различных благ. Огненные металлы – серебро и золото – олицетворяли образ Даждьбога на земле.
Слайд 7
ВЕЛЕС
Скотий бог, хозяин дикой Природы, властитель всех путей,
черный бог, волшебник и маг, оборотень, покровитель торговли, преподаватель
искусств – Велес обладал наибольшим количеством функций и также являлся богом Случая и удачи.
Слайд 8
СЕМАРГЛ
Бог смерти Семаргл представлялся славянам в образе объятого
огнем волка с соколиными крыльями. Потустороннее божество также породило
много производных слов – «мерцание», «смрад», «смерть».
Слайд 9
ПЕРУН
Бог-воин, хозяин грома и молнии – Перун был
угрожающим и беспощадным руководителем военной мощи дружины русского князя.
В тоже время считалось, что весной Перун проливает дождь и уносит тучи, чтобы солнце могло пролить свет на землю и породить жизнь. Такой образ Перуна связывали с творением, производством, рождением.
Слайд 10
СТРИБОГ
Бог ветра Стрибог руководил потоками воздуха. Прислужниками Стрибога
были различные Ветры, Погода (хозяйка теплого воздуха) и Посвист
(хозяин северного ветра). Именно Стрибог сохранился после принятия Русью православия – к нему (не упоминая имени) обращались, чтобы накликать беду и засуху.
Слайд 11
БЕРЕГИНЯ
Одной из немногих женщин в славянском языческом пантеоне
была Берегиня – прародительница всего сущего. Особенно часто к
ней обращались в период уборки урожая. Несложно догадаться, что близкое по звучанию слово «оберег» произошло от имени этой великой богини и описывает ее главную функцию – оберегать людей.
Слайд 12
ЧЕРНОБОГ
Покровитель Тьмы и Царства смерти – Чернобог –
был воплощением того, кто в русских сказках именовался Змеем
или Кощеем. Олицетворение смерти, зла, уничтожения – Чернобог был символом враждебной человеку половинки мира. Однако и он удостаивался жертвоприношений – по обычаю перед военным походом или битвой славяне обращались за помощью именно к нему.
Слайд 15
Збручский идол возведенный на высоком холме над рекой
Збруч в IX или начале X в.
Это большой каменный
столп, имеющий четыре грани. Каждая грань покрыта барельефами с раскрашенными фигурами богов, богинь, людей и обитателей подземного мира, на котором держится земля.
Слайд 16
Древние обряды – действа, в которых особое значение
имели ритуальные слова, движения, жесты, мимика, танцы и песни.
Слайд 20
Музыкальный фольклор – самое раннее проявление художественной одаренности
русского народа
Слайд 21
Крещение Руси в 988 г. означало конец языческого
периода, который был лишь прологом к истории русской художественной
культуры.
Слайд 22
Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы
(989-996)
Возведен по решению
Владимира Святославича на средства, составляющие одну десятую часть великокняжеских
доходов, поэтому церковь прозвали в народе Десятинной.
(реконструкция)
Слайд 23
Каменный храм
Святой Софии Киевской
(между 1017-1037 гг.)
Св.
София горела два раза. В XIV в. храм стоял
без крыши, с обрушившимися стенами и развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле украинского барокко.
Современный вид
Слайд 25
«Михайловский Златоверхий монастырь»
в Киеве (1112)
Слайд 26
Дмитрий Солунский.
Мозаика, XII век
Слайд 28
Золотые ворота
(ок. 1037)
Были воздвигнуты в подражание константинопольским
и выполняли в то время роль оборонительного сооружения наряду
с другими башнями крепостной стены, не сохранившейся до наших дней
Слайд 30
Пение, звучащее в киевских храмах, стали называть знаменным
(от слова «знак», с помощью которого фиксировались мелодии).
Слайд 31
Из Византии были заимствованы основных жанры богослужебной музыки
– канон, тропарь, стихира, кондак и др.
Звучали они
в строгом следовании церковному календарю, в котором важную роль играли двунадесятые праздники.
Слайд 32
Исполнение на музыкальных инструментах, распространенных с древности в
народном быту, называли гудением (если инструмент имел струны) или
сопением (если речь шла о духовной музыке).
Слайд 33
Музыка
В жизни людей Древней Руси значительное место занимали
музыка, песни и танцы. Песня сопровождала различные обряды, календарные
праздники. С былин, летописей мы знаем о музыкальных инструментах Руси - угол, трубы, бубен, гусли, гудок.
С принятием христианства одноголосый пение стало частью богослужения, православный канон допускал инструментальной музыки. Пение велся по специальным рукописями-книгами. Сложилось две системы нотных записей - самобытная и византийская.