Слайд 2
Цель урока:
-ознакомить учащихся с традициями адыгейского народного
костюма;
- воспитывать уважение к культурным традициям адыгейского народа;
-воспитание художественного вкуса и интереса к народному творчеству;
- познакомить с художниками Юрием Сташ, Замудином Гучевым и Асей Еутых и их творчеством;
Слайд 3
План урока:
1. Адыгейский орнамент; Одним из замечательных
видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных
формах окружающую действительность, быт и мироощущение человека и воплощающая в себе его эстетические идеалы. О давности орнаментального искусства говорят фрагменты гончарной посуды из раскопок.
Слайд 4
Орнамент: Звериный стиль
Большое распространение начинает получать изображение
не всего животного, а лишь его части – головы,
рогов со значительной стилизацией.
Слайд 5
Орнамент: Крестообразная основа
Характерно чертой адыгских узоров является
крестообразная основа с круглой или четырехугольной формой в центре.
От него симметрично расходятся завитки в виде головы.
Слайд 6
Орнамент: растительный
С развитием художественных и композиционных приемов
основные мотивы стали обрастать элементами растительного характера.
Слайд 7
Памятники Золотого шитья
Орнаментальные формы и узоры, отражающие
языческие верования адыгов, продолжали бытовать и развиваться. О чем
свидетельствует множество памятников золотого шитья адыгов 18-19 веков, основные узоры которых сформировались до н.э. как и многие образцы орнаментального искусства народа.
Слайд 8
Предметы быта
Высокой ступени развития декоративное искусство адыгов
достигло уже ко второй половине 17 века.
Слайд 10
Женская одежда
Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные
платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьём
и затягивалось таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинства фигуры. Женская одежда отличалась цветовой гаммой: платья были синего, темно–зеленого, черного, коричневого, темно–красного цветов.
Головным убором женщин считались платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – шапочки. Женщины – простолюдинки носили шапочки разных цветов, за исключением красного. При выходе из дома набрасывали покрывало, чтобы скрыть лицо.
Слайд 11
Девушки носили широкие длинные панталоны и длинную рубашку,
которую на поясе стягивали лентой или полоской кожи.
Праздничная
одежда представляла собой полукафтан из шелка или хлопчатобумажной ткани, поверх которого надевалась длинная безрукавка из сукна. Чтобы сохранить стройность, девочки из княжеских и дворянских семей с десяти лет постоянно носили корсет из кожи или сафьяна.
Женская одежда
Поверх широких шальвар надевали длинные платья с застежками на груди. Женщины из дворянских и княжеских семей носили красные сафьяновые туфли без подметок, простолюдинки вместо туфель надевали простые сандалии, но чаще ходили босиком.
Слайд 12
Мужская одежда
Верхнюю часть мужского костюма составляли штаны, бешмет
(полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан без ворота),
башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха.
Слайд 13
На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда
для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях).
Знатные
адыги носили белые черкески, остальные – черные.
Мужская одежда
Слайд 14
Верхней плечевой одеждой являлась бурка. Она в XVIII
веке была короткой, иногда значительно выше колен, что делало
ее удобной и всаднику, и пешему.
Носили бурку на левом плече, так, чтобы разрез приходился на правую руку и правая рука могла свободно двигаться. При сильном ветре буркой накрывали обе руки.
Бурку делали из овчины шерстью наружу и из войлока. Помимо валяных бурок встречались накидки из шкур животных, но в основном их носили простолюдины, чтобы укрываться от дождя. При переездах бурка служила постелью.
Мужская одежда
Слайд 15
Штаны (шальвары) были суконные, с лампасами из серебряных
галунов. Их шили широкими вверху и зауженными книзу.
Мужская одежда
Верхние
штаны имели тот же вид что и нижние, они заправлялись в ноговицы, подвязывающиеся под коленом ремешками.
Слайд 16
Мужская обувь
Иногда ноговиц не было, и штаны были
заправлены в кожаные чулки, на которые надевали кожаные же
мягкие башмаки со швом.
Парадная обувь дворян делалась из красного сафьяна, украшалась галуном и плотно обтягивала ногу.
Слайд 17
Мужской головной убор
Головной убор адыги носили разной формы:
высокие бараньи шапки на толстой подкладе и фески из
сукна.
И.В.Коваленко. П-т Тугуз Хаджумара Заурбековича , а. Афипсип. 1928 г.
Бараньи шапки были низкими, с узким меховым околышком и суконным верхом, щедро обшитые галуном.
1895-96 гг. Женетль
Слайд 18
В плохую погоду поверх шапки голову покрывали башлыком.
Мужской
головной убор
Слайд 20
Закройщик из Габукая
Юрий Сташ – первый национальный
кутюрье Адыгеи. Он возрождает огромный пласт традиционного художественного ремесла
черкесов – золотое шитье, аппликацию и плетение.
Художник синтезирует в своем творчестве традиционное и новаторское искусство, мифы и реальность.
Слайд 22
Сокровища курганов
Когда руки подняты, то мы видим
сокровища курганов Адыгеи. Такой головной убор носили 4000 лет
тому назад.
Слайд 23
Птица «Утренняя заря»
Символизирует собой красоту для человека,
добрые Начинания.
Слайд 25
Костюм-символ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
В этом платье-символе автор пытается гармонично соединить
неспешную, плавную поступь Востока со стремительным и динамичным духом
Европы. Одна часть сделана в стиле длинного адыгского национального женского платья, а вторая - короткая, символизирует современный европейский наряд. Эти две, казалось бы, несовместимые половинки объединяет вставка. В этом соединении разных стилей - символ тесного единения разных национальных культур. С этим костюмом гармонирует удлиненная шапочка. На лентах, прикрепленных к ней, написан девиз «Толерантность» на четырех языках, в том числе на адыгском.
Костюм-символ «Толерантность» создан ради того, чтобы каждый из нас задумался: а всегда ли мы терпимы друг к другу? Не по нашей ли вине из-за пустяков порой возникают пожары ненависти не только между отдельными людьми, но и целыми народами.
Этим произведением автор убежденно заявляет: «Я хочу, чтобы толерантность стала всемирной религией».
Платье-символ «Толерантность» создано в 1995 году, который ООН объявил «Годом терпимости». Кстати, Международный год семьи тогда проходил, под девизом «Терпимость начинается в семье».
Слайд 26
Зеленый мир
Когда девушка поднимает руки, она превращается
в зеленое дерево. поворачиваясь черной спиной- предупреждает о том,
что надо беречь природу.
Слайд 27
Жилище адыгов
– сакли имели плетеные стены на
столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырехскатную крышу из
плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Стены внутри помещений белили. В одном из углов располагался очаг с надочажной цепью.
Жилище состояло из одной или нескольких комнат, примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Во дворе обычно стояла маленькая, на двух колесах, арба, запряженная парой волов.
Слайд 28
Внутреннее убранство жилищ было простым. Оно состояло из
низких нар и разных диванов с постельными принадлежностями, переносных
столиков - анэ, табуреток и скамеек. У феодальной знати убранство было более роскошным.
Описывая внутреннее убранство дома, Эвлия Челеби говорил, что «в зимние дни в домах жгут крупные дубовые дрова. Все мужчины в семье располагаются возле очага. На постелях бедняков постлана сухая трава. Подушки сделаны из бараньих шкур. Дома, которые принадлежат мурзам (то есть богатым), в этой стране украшены чистыми циновками, войлоками и ткаными коврами».
Жилище адыгов
Хотя внутреннее убранство было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов.
Слайд 29
Орнамент в обработке древесины
В декоративной обработке древесины излюбленным
приемом украшения была резьба нескольких видов — от более
простой контурной до трехгранно- выемчатой, плоско-рельефной и сквозной (ажурной) с использованием традиционного орнамента — солярного, растительного и зооморфного. Сочетание нескольких методов отделки позволяло получать удивительные по красоте и изяществу изделия
Слайд 30
Циновки
В адыгейских жилищах кровати, дивны, стены украшались
изящными узорными циновками (пIуаблэ, хьацыр) из болотного камыша. В
плетении циновок из рогоза адыги достигли наивысшего искусства.
Адыгские циновки в силу своей многофункциональности (использовались как декоративные ковры-панно и паласы, жесткие матрацы, намазлыки, являлись принадлежностью похоронного обряда), несли основную эстетическую нагрузку в украшении интерьера жилища.
Слайд 31
Замудин Гучев
Замудин Гучев народный мастер, член Союза художников
России. Известный на Северном Кавказе исследователь, мастер по древнейшему
искусству плетения адыгской циновки «пIуаблэ»,
Слайд 32
изготовлению народных музыкальных инструментов – адыгейской флейты «камыль»
и адыгейской скрипки «шичепшин». З. Гучев признанный авторитет по
адыгским народным ремеслам.
Замудин Гучев
Слайд 33
Войлочные ковры
Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых
– стиль животного узора, во-вторых – линейно-геометрический стиль; и
поэтому на искусстве адыгов отразились все этапы. У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы – трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы.
Слайд 34
Мухарбий Гогуноков
Гогуноков Мухарбий Айсович - член Союза художников
России, народный художник Республики Адыгея.
В 1970-х годах он обратился
к одному из забытых древних видов традиционного ремесла адыгов – плетению циновок. Творческий поиск в области художественного плетения привел его к созданию гобеленов.
Мухарбий Гогуноков в совершенстве овладел секретами этого древнего ремесла. У него сформировалась своя индивидуальная манера плетения и решения художественного образа работ.
Слайд 35
Гобелены Мухарбия Гогунокова
Персонажи, изображенные на гобеленах Мухарбия Гогунокова
символичны. Они олицетворяют мудрый жизненный опыт, творческую устремленность.
Слайд 36
В особую художественную тему сложились произведения, посвященные древнему
адыгскому эпосу «Нарты». В них художник передаёт своё поэтическое
видение жизни адыгского народа.
Гобелены Мухарбия Гогунокова
Слайд 37
Гобелены мастера украшают многие культурно-просветительные учреждения Москвы, Казани,
Минска, Махачкалы, Сочи, Туапсе, Нальчика. Лучшие из его шпалер
находятся в музейных и частных коллекциях России, Германии, Иордании и других стран, а также украшают интерьеры Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Постоянного представительства Республики Адыгея при Президенте РФ.
Гобелены Мухарбия Гогунокова
Слайд 39
Оружие адыгов
Никогда черкес не выходил из своей сакли
без оружия. Одним из важнейших видов вооружения у адыгов
были лук и стрелы.
Слайд 40
Луки были деревянные. Длина лука равнялась 1,3-1,4 наконечники
стрел были железные, разных типов.
Оружие адыгов
Стрелы хранились в
колчанах, которые носили с правой стороны. Колчаны делались из бересты и обтягивались кожей или тканью
Слайд 41
Наступательным оружием являлась сабля – сэшко (в переводе
с адыгейского – сэ - нож, острие, шко -
большой) или шашка.
Оружие адыгов
Слайд 42
Оружием являлись также большие ножи и кинжалы. Обычно
они имели деревянные рукояти, реже костяные. Они часто отделывались
серебром.
Оружие адыгов
Слайд 43
Орнамент кинжалов
Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом,
состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру,
стебли заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой.
Слайд 44
Защитным вооружением являлись: кольчуга, шлем и щит.
Оружие адыгов
Слайд 45
В ХYII веке у адыгов появляется уже огнестрельное
оружие – ружья и пистолеты.
Порох они изготовляли сами.
Оружие стоило очень дорого. Полное обмундирование князя оценивалось в сумму не менее двух тысяч рублей серебром.
Оружие адыгов
Слайд 46
Ася Еутых
Ася Аслановна Еутых - член Союза художников
России, Народный художник Республики Адыгея
Ювелир и оружейник.
Ася Еутых -
одна из современных творцов, которые бережно хранят и передают новым поколениям выработанные веками каноны и художественные традиции адыгского народа.
Диапазон ее интересов очень широк – она начинала как мастер филиграни, постепенно овладела остальными техниками обработки – гравировкой и чернью, глубокой резьбой позолотой, литьем, торевтикой и скульптурой.
Торевтика (греч. τορευτική, лат. caelatura) — искусство производства рельефных художественных изделий из металла
Слайд 47
Ася Еутых
Углубленное изучение археологического наследия и истории народов
Северного Кавказа и отличное владение традиционными приемами декорировки изделий
из драгоценных металлов принесли отличные результаты. Работы художницы признаны на высоком уровне.
Произведения Аси Еутых хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы.
Слайд 48
Княжеская корона от Аси Еутых
Произведения Аси Еутых значительны,
величавы, в них нет искусственной «красивости», они благородны и
торжественны, как душа народа.
Для победительницы первого международного фестиваля-конкурса красоты «Черкешенка» за три месяца изготовлена княжеская корона от Аси Еутых.
Золото, серебро, рубины, изумруды, гранаты-альмандины.
Высота 29 см, вес 1.5 кг
Эскиз к княжеской короне
Слайд 49
Походный царский трон
Походный царский трон
Бронза, позолота,
гранаты-альмандины,
литье, 50 кг.
Высота 2.24 м
Подлокотники Походного царского трона
Слайд 50
Ювелус
Сплав Ювелус (аббревиатура от Юпитер, Венера, Луна, Солнце),
основными компонентами которого являются олово, медь, серебро и золото,
воссоздан Асей Еутых по семейным рецептам и археологическим источникам.
Ближайшими историческими аналогами по составу являются сплавы находок из курганов Юга России II-I тыс. до н.э.
Юпитер (олово) придает изделиям из Ювелуса качества Богатства, Изобилия, Развития и Расширения.
Венера (медь) - Любовь и Гармония.
Луна (серебро) - Интуиция
Солнце (золото)- Сила, Могущество, Щедрость.
Слайд 51
Произведения Аси Еутых
Золотое дерево нартов
Кинжал принца Али
Турка с
треногой
Чаша для вина
Ритон Альп