Слайд 2
Особенно значимым периодом в культуре Древней Индии была
«классическая эпоха». Начало этого периода совпадает с расцветом империи
Гуптов (IV-VI века н.э.), объединившей Северную и большую часть Центральной Индии.
Слайд 3
Высокая башня, символизирующая великую гору Меру, стала обязательной
частью любого индуистского храма.
Часто такая башня,
словно реальная гора,
складывается
из множества
уступов.
Слайд 4
Во многом, вид индуистского храма повторяет священную повозку,
на которой во время праздников возили по городу статую
божества.
Большие каменные колеса здесь
Символизируют Солнце и бесконечные круги перевоплощений,
в которых вращаются все живые существа
Слайд 5
Основным помещением храма считается небольшое «жилище божества» в
глубине башни. Оно часто прихотливо украшалось даже снаружи.
Слайд 6
Ядро храма составляло кубическое по форме святилище –
вимана с небольшим внутренним пространством – гарбха-гриха («чрево храма»),
где помещалась главная святыня, недоступная взорам толпы. Вимана увенчивалась башней-шикхара и была самой высокой частью храма. За ней следовал притвор и многоколонный зал или галерея – мантапа, место собрания молящихся.
Слайд 7
Начиналась постройка храма с организации сакрального пространства. Тщательно
выбирали место, очищали его от посторонних предметов и освящали.
Часто ритуалом освящения места служила посадка зерновых культур на расчищенной площадке для проверки силы плодородия данного места.
Затем создавалась специальная диаграмма – мандала, где тщательно просчитывались пропорции башни будущего храма, его связи не только с окружающей местностью, но и со всем миром в целом.
Слайд 8
Не менее совершенное мастерство камнерезных работ демонстрировали и
новые формы храмов. При Ашоке начали высекаться пещерные буддийские
монастырские комплексы, достигающие подчас значительных размеров. Основными их сооружениями были квадратные залы – вихара, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы – чайтьи. Строгие и величественные помещения чайтьий, вытянутые в глубину скалы и разделенные двумя рядами колонн на три нефа, украшались скульптурой, а подчас и росписями. Внутри храма у закругленной стены напротив входа помешалась ступа хранилище реликварий.
Слайд 9
Символическими были даже материалы,
из которых сооружался храм. Так
кирпич несет в себе силы земли и огня, камень
символизировал земную твердь, опору, а первичный океан был представлен храмовым прудом, в котором паломники совершали омовение.
Кроме того, при каждом большом храме обязательно сажали ритуальное дерево
– символ мирового древа и жизненной силы.
Таким образом, храм в целом демонстрирует верующему структуру всего космоса.
Слайд 10
На юго-востоке Индокитая расположен величественный храмовый комплекс Ангкор
Ват, воплотивший многие каноны индуистской архитектуры.
Слайд 11
В каждой своей части он вновь и вновь
повторяет строение вселенной.
Слайд 12
В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных
храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах
скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью.
Храм в Элоре
Слайд 13
Вершиной средневекового зодчества Южной Индии является Брихадешвара («Большой
храм») в Танджуре, созданный около 1000 года. Как и
большинство индуистских храмов, он посвящен культу главного божества, тяжеловесные и огромные статуи которого заполняли ниши его нижних ярусов. Идея могущества Шивы воплотилось как в огромности 13-ярусной и 63-метровой башни, так и в кристаллической четкости её конусообразной формы, пронизанной ритмом свободного движения вверх.
Как и в северных храмах, архитектурные и скульптурные детали обильно покрывают её ярусы. Но они настолько подчинены общему силуэту, настолько не вычленены из общей массы, что не нарушают чистоты линий.
Слайд 14
В XII—XIII вв. в Индии появились основные типы
культовых сооружений мусульман — мечети, минареты, медресе, мавзолеи. Крупнейший
мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу XIII в. В комплекс вошли Большая мечеть, гробница, медресе, а также мавзолей. Самой большой достопримечательностью ансамбля стал гигантский минарет Кутб-Минар (1231), высота которого превышает семьдесят метров. В основных типах архитектурных сооружений раннеисламского периода прослеживаются исламские традиции, но в деталях культовых построек явно видно влияние индийского зодчества.
Слайд 15
Находящийся недалеко от Агры — столицы Великих Моголов.
Ансамбль расположен в саду, окружённом оградой с большими воротами.
Главное здание имеет три этажа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую террасу без покрытия, но по углам его
Мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в.)
находятся четыре небольших купола, каждый из которых поддерживают четыре стройные колонны. Во внутреннем дворе, выложенном мраморной мозаикой, возвышается ещё одна небольшая терраса — на ней стоит саркофаг Акбара, выполненный из белого мрамора.
Слайд 17
Выдающийся памятник архитектуры Индии — мавзолей Тадж-Махал в
Агре (середина XVII в.). Он был выстроен Шах-Джаханом в
память о любимой жене Мумтаз-Махал, здесь же позже был похоронен он сам. Тадж-Махал расположен в большом парке с фонтанами и бассейном, к мавзолею ведут дороги и канал. Величественное пятикупольное сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом. По углам платформы располагаются четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты.
Слайд 18
Стены Тадж-Махала выложены белым полированным мрамором с инкрустацией
из самоцветов. Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в
один ряд с лучшими памятниками средневековой Индии.
Слайд 20
храм Шивы на острове Элефанта (7 в.)