Слайд 2
Русалка – мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно
женского пола, связанное с водоёмами.
В русском фольклоре называется
также: шутиха, купалка, водяница, лоскотуха и другими прозвищами.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок – распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки, – типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечесаной девке)».
Слайд 3
По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются
от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под
западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами.
Слайд 4
В украинских сказках в русалку обращаются умершие девицы
и дети, преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время,
те, кого специально утащил водяной к себе в услужение, а также некрещёные дети.
По некоторым представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин.
Слайд 5
На представлениях о русалках отразились поверья, связанные с
«русалиями», древние классические представления о душах умерших.
Образ русалки связан
одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и символов, связанных с культом плодородия (Кострома, Ярило), уничтожение которых гарантировало урожай. В России и на Украине существовали русальные песни, которые пели на Троицыну неделю.
Слайд 6
Видят русалок часто в прудах, озёрах и проточных
водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде,
расчёсываются и моют лицо руками.
Слайд 7
В большинстве народных рассказов русалки не имели одежды,
ходили нагими и без головного убора, но при случае
были бы рады одеться. Существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах.
Слайд 8
Повсеместно у восточных славян, а также у саамов,
распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из
воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы.
Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей.
Слайд 9
Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью
и коноплёй, где они «ломают жито». Порой их встречают
в дикой степи – там они питаются различными травами и ягодами. Также русалки питаются рыбой и раками, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров. А еще в Галиции говорят, что «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить».
Слайд 10
Мне кажется, что русалки – очень интересные мифологические
существа с богатой историей, уходящей далеко вглубь веков. Они
очень красивы, но при этом они очень опасны. Они символизируют беспечность в поведении, некую веселость, иногда даже чрезмерную, но также они могут быть очень жестоки.
Слайд 11
Поскольку люди всегда испытывали страх и интерес к
русалке, её образ представлен во многих произведениях различных авторов:
Г.
Х. Андерсен. “Русалочка” (сказка)
А. С. Даргомыжский. “Русалка” (опера)
Н. В. Гоголь. “Майская ночь, или Утопленница” (повесть)
И. Н. Крамской. “Майская ночь” (картина)