Слайд 2
Вступление
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно
найти посуду, мебель, платки, матрёшки, изготовленные народными художниками. Изделия
русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославляли своим трудом маленькие города и сёла, где родились их уникальные промыслы.
Палех. Пасхальное яйцо
Гжель
Слайд 3
Адреса русских промыслов
Москва
Павловский Посад
Гжель
Жостово
Палех
Нижний
Новгород
Городец
Хохлома
Иваново
Слайд 4
Хохлома
Хохлома –
это деревня под Нижним Новгородом. В ней делают деревянную
посуду, которая выглядит как золотая. Как же это получается? У хохломских мастеров – свой способ «золочения». Посуду натирают оловянным порошком, покрывают олифой и нагревают в печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь неё, становилось похожим на золото.
Братина
Слайд 5
Хохлома
Хохломские мастера используют четыре
цвета: красный, чёрный, золотой и иногда зелёный. Эти цвета
хорошо передают особый хохломской травяной узор.
Хохлома – самый древний русский промысел. Ему 700 лет.
Слайд 6
Хохлома
Кубки, чашки, ложки,
Русские матрёшки,
Вся посуда расписная
И почти как
золотая!
Знает это целый мир:
Это – русский сувенир.
Вся – старинного
письма –
Золотая хохлома!
Слайд 7
Городец
Город Городец находится там же, где и Хохлома,
в Нижегородской области.
Городец. Дома с барочной
резьбой
Городец. Панорама города
Слайд 8
Городец
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, русский
народный художественный промысел; существует с сер. 19 в Яркая,
лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры.
Слайд 9
Городец
На изделиях из Хохломы
можно увидеть только травяной или цветочный узор четырёх цветов,
а на городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используется синий, жёлтый цвет, но нет золотистого хохломского цвета.
Городецкая роспись. Шкатулка
Слайд 10
Городец
Удаль молодецкая –
Роспись городецкая!
Подходи, торопись,
Покупай живопись!
Слайд 11
Гжель
Гжель – это деревня под Москвой.
Там уже 200 лет делают посуду, игрушки, которые расписаны
только синей краской.
Слайд 12
Гжель
Это специальный стиль Гжели
– роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт – это
синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду и игрушки. Недаром эту посуду называют бело-голубым чудом. А как же удалось сделать такой белый фаянс? Гжельские гончары добавляли в глину известь – так получился белоснежный гжельский фаянс.
Квасник
Слайд 13
Палех
Во всём мире знают небольшое село Палех Ивановской
области. Там делают шкатулки, украшения, обложки для книг, картины,
табакерки. Палехские изделия лепят из папье-маше, это такая кашица из бумаги.
Слайд 14
Палех
Для стиля палехской живописи
характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне,
обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
Слайд 15
Палех
Выходи-ка на прогулку,
Покупай у нас шкатулку.
Палехская миниатюра –
Для
тех, у кого губа не дура!
Слайд 16
Павловский Посад
Для всех красавиц отрада –
Платки из Павловского
Посада
Слайд 17
Павловский Посад
Узоры на посадских платках печатают. Сначала на
деревянной форме вырезают изображение цветков на платке Каждый цвет
печатается с отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.
Процесс набивки цвета
Слайд 18
Павловский Посад
На посадских платках могут быть
только 2 типа узоров: цветочный – роскошные садовые цветы
и турецкий – огурцы.
Слайд 19
Жостово
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - русский
художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале
19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. В Жостово делают подносы.
Слайд 20
Жостово
Перед росписью поднос
тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина
и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.
Слайд 21
Жостово
Основным мотивом жостовской
росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном
фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок.
Слайд 22
Жостово
Художник пишет не с натуры
или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и
композиционные приемы. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Слайд 23
Жостово
Хотите подарок? Примите решенье:
Купите для дома украшенье!
Пользуются постоянным
спросом
Жостовские подносы!
Слайд 24
Заключение
Вы сегодня узнали о
русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти
образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны беречь труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, своё национальное достоинство.