Слайд 3
В северном нижнем люнете изображен Христос в образе
Доброго пастыря, вокруг которого по зеленой траве гуляют овцы.
Одет Пастырь в золотые одежды и восседает на пригорке, как император на троне, твердо опираясь на крест. Крест здесь выступает атрибутом власти, наподобие императорского посоха; Христос утверждает его над миром в знак триумфального шествия христианства. Фигура Сына Божьего показана в развороте: его ноги скрещены, рука тянется к голове овцы, но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлен вдаль — как будто Он видит другие необъятные стада овец, жаждущих приобщиться к его учению. Голуби, пьющие из чаши, а также олени у озера напоминают о проповеди Христа как источнике веры для христиан.
Слайд 5
Церковь Сан-Витале в Равенне
Слайд 6
Церковь представляет собой восьмиугольный мартирий. Основу конструкции составляют
восемь высоких опор, несущих купол. Опоры соединяются между собой
полукруглыми двухэтажными аркадами, так что вокруг центрального пространства образуется венок ажурных криволинейных форм. За аркадами находится галерея, обходящая центральное подкупольное ядро храма. Стены основного пространства украшены мраморной инкрустацией. Вогнутые поверхности апсиды и пресбитерия декорированы мозаиками.
Слайд 7
Свод алтаря увенчивает главный христианский жертвенный символ —
апокалипсический Агнец, венчающий мироздание. Медальон с Агнцем поддерживают четыре
ангела — символы четырех сторон света — в окружении райских дерев и растений, птиц и животных.
Слайд 11
Церковь Сан-Аполлинаре Нуово
БАЗИЛИКА — вытянутое в плане
прямоугольное здание, разделённое внутри продольными рядами колонн на несколько
частей нефов, причём средний неф выше и шире боковых.
Слайд 13
Интересно, что и в мавзолее, и в церкви
присутствуют изображения Христа в образе Доброго пастыря - образ,
явно пришедший из античности и редко встречающийся в более поздней византийской иконописи. "Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец", - сказано в Евангелие от Иоанна. Две приведенных иллюстрации показывают, как со временем все более аллегорически воспринимались эти слова.
Слайд 14
В мавзолее Галлы молодой Христос в простых одеждах
скромно восседает на пригорке. Вокруг него по зеленой траве
гуляют овечки, к одной из них он ласково прикасается. Живость позы, как и вся композиция, явно унаследованы из античности. Однако, Добрый Пастырь опирается не на пастушеский посох, а на крест, как бы утверждая его над миром в знак триумфального шествия христианства.
Слайд 15
Добрый пастырь из церкви Сан-Аполлинаре уже мало интересуется
своими овцами (они и так совершенно послушны, построены в
шеренгу и глаз не сводят с Пастыря). Христос одет в роскошные одежды, а взгляд его устремлен вдаль, так как он видит совсем другие стада "овец Христовых", жаждущих прикоснуться к его учению.
Слайд 16
Собор Святой Софии
Собор Святой Софии, возведенный во времена
императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества,
символ "золотого века" Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.
Слайд 21
Исполненная живости, обаяния и утонченной красоты, мозаика несет
в себе несомненные черты античного искусства. Об этом произведении
патриарх Фотий писал: «Так живо написаны красками уста Ее; они сжаты и умолкли, как от неизрекаемой тайны, однако нет в них и неподвижного молчания. Видимо, искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает оно природе».
Слайд 22
Икона "Богоматерь Владимирская"