Слайд 2
Синтез искусств- это соединение нескольких разных видов искусства
в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.
Синтез архитектуры, декоративно-
прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.
Слайд 3
Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира
обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства,
которые находят своё воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах.
В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.
Слайд 4
Храмы- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства
в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), её
основные ценности.
Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.
Слайд 5
Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем
Бога.
В храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь
в молитвенном порыве к Богу, осознаёт единство небесного и земного.
Слайд 6
Певучесть Слова Божия, строгие лики древних икон, величественная
архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур,
звучащая церковная музыка с её строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно- прикладного искусства- всё это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу.
Слайд 7
Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам ,
как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветлённая радость
и одухотворение.
Слайд 8
Православный храм
Зримым напоминанием о Боге и
призывом к Нему является икона.
Строгие одноголосные напевы
в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В 18 веке эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России.
Слайд 9
Золотой фон, красочные пятна в мозаиках, сияние лампад
и свечей, пение певцов усиливают благолепие службы.
Внутреннее, душевно- духовное
наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.
Слайд 11
Иконостас Благовещенского собора
Слайд 14
Сент- Шапель (Святая капелла).
Часовня на острове Сите. Париж
Слайд 15
Католический собор
Грандиозность и величественность архитектурного образа звучат особенно
возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх
устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки; ажурные окна с цветными стёклами- витражами.
Слайд 16
Римско- католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
Москва
Слайд 18
Архитектура, живопись, скульптура, таинство литургического действа в православном
храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а капелла),
в католическом- с пением, со звучанием органа.
Слайд 19
Мечеть Джами Маджида
Каллиграфический орнамент.
Марокко
Слайд 20
Мусульманский храм (мечеть)
Великий купол мечети символизирует единого Бога
(Аллаха), а минарет (башня около мечети)- его пророка (Магомета).
Мусульманская
мечеть включает в себя два соразмеренных пространства- открытый двор и затенённый молитвенный зал.
Слайд 21
Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования
мусульманских понятий о красоте.
Огромный купол, архитектурные «сталактиты»- ниши, нависающие
друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную красоту, а минарет- божественное величие.
На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
Слайд 22
В религиозной культуре ислама – архитектура (дворцы, мечети)
и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.
Изображение божества и
любого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама- декоративный, орнаментальный.
Орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А повторение в мусульманстве считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Слайд 23
Джума- мечеть Ходжа Ахрар Вали (Мечеть Джами), Ташкент
Слайд 30
Буддийский храм в Санкт-Петербурге
Слайд 31
Буддийский храм
Сооружён из мощных обтёсанных камней и плит,
был основой для пышного и тяжёлого орнаментального скульптурного декора,
охватывающего почти всю его поверхность. Следствием этого является отсутствие свода и арки.
На кровлях висят многочисленные колокольчики, наполняя пространство нежным мелодичным звоном.
Слайд 32
Колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов,
входили в состав ритуальных предметов.
Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно
шествиями с театрализованными представлениями, музыкой, ритуальными танцами на открытом воздухе.
Слайд 34
Буддийский хурул Золотая обитель Будды Шакьямуны, Калмыкия
Слайд 36
Храм Махабодхи — знаменитый буддийский — знаменитый буддийский храм в
Бодх-Гая — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия),
расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 километрах от Патны — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 километрах от Патны. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 километрах от Патны. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи — знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 километрах от Патны. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл просветление Будда.
Слайд 38
Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт-Петербургский
буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») — самый северный в мире буддийский
храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника».
Слайд 39
Вопросы:
Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую
( православие и католицизм), буддийскую и мусульманскую. Опешите специфику
каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? В чём специфика каждого?
Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?
Послушайте музыку, сопровождающую богослужение в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер её звучания с особенностями того или иного храма.
Слайд 40
Если верить летописи города, то первые буддисты появились
в Северной столице достаточно давно, еще во времена строительства
Петропавловской крепости, а ведь это здание считается самым первым сооружением Санкт-Петербурга. Нужно сказать, что эти люди являлись подданными Калмыцкого ханства, которое в ту пору еще не входило в состав России. Волжские калмыки помогали возводить крепостные каменные валы. Но позже приблизительно с 18 до самой середины 19 веков ни в одном источнике не встречается упоминаний о том, что в городе появлялись люди, исповедовавшие какую-то другую религию. Первая буддистская община возникает в городе только в конце 19 века. Согласно статистическим данным переписи населения города в 1897 года, в городе на тот момент проживали только 75 буддистов. Хотя буквально через 13 лет, а именно в 1910 их количество увеличивалось до 200 человек. Большую часть из них составляли забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Представителям этой новой для города конфессии удалось получить разрешение на строительство храма. Посланник Далай-ламы обратился к императору Николаю II, и после его согласия в достаточно уединенном месте на берегу Большой Невки в течение шести лет продолжалось возведение этого внушающего трепет строения. Здесь же соорудили и общежитие, предназначенное как для приезжих буддистов, так и для монахов. Одновременно со всем этим строится еще и служебный флигель, который, к сожалению, не сохранился до наших времен.
Слайд 41
Проектом храма занимались два человека архитектор Барановский и
некто Березовский, будучи студентом Института гражданских инженеров. В своей
работе они предпочли использовать в качестве образца элементы средневековой архитектуры Тибета, предварительно подвергнув ее модернизации и европеизации. Здание напоминает собой параллелограмм, который сужается кверху. Красивый портик украшает храм на южной стороне главного фасада. – Четыре величественные колоны с квадратным сечением декорированы бронзовыми капителями. Если вы захотите подняться наверх, то сделать это можно по широкой гранитной лестнице. Для облицовки стен храма специально был выбран гранит в красно фиолетовых тонах. Верхняя же часть сооружения выложена из красного кирпича, который украсили синими поясами и сочетающимися с ними белыми кругами. С северной стороны здание храма, состоящее из трех этажей, граничит с четырехэтажной башней, увенчанной так называемым «ганчжиром», представляющим собой позолоченное медное завершение. По сторонам храм как бы охраняется восьмиградусным кругом «хардэ» с медными фигурами газелей, что является символом буддизма. Печатные молитвенные тексты располагаются в позолоченных конусах по углам главного фасада. Внутри храм заботливо украсили цветными витражами, а пол выложен многоцветной плиткой. В Санкт-Петербурге это место хорошо известно не только, как буддистская молельня, но и в каком-то роде музей центр духовности и культуры индийской части Тибета . а в данный момент здесь еще и образована так называемая монастырская школа, в которой можно получить одно из самых лучших буддийских образований в нашей стране.