Слайд 2
Содержание:
Термины
Идеи
История
Некоторые представители
Значение
Литература
Слайд 3
«ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА» («чистое искусство») —
термин, употребляемый для обозначения ряда эстетических концепций, опирающихся на
утверждение самоценности художественного творчества и его независимости от социальных и политических требований.
Слайд 4
Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том,
чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы
защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий.
Слайд 5
История
Во Франции теория "Искусства для искусства"
получает распространение в 1830-е гг. и наиболее отчётливо выявляется
в 50-е гг. у представителей литературной школы т. н. парнасцев во главе с критиком Т. Готье.
В Великобритании в 50-80-е гг. - в творчестве прерафаэлитов, сложившемся под влиянием художественного теоретика Дж. Рескина, а также писателей А. Суинберна и др.
Слайд 6
В России лозунг «Искусство для искусства» в середине
XIX в. полемически противопоставлялся натуральной школе, или "гоголевскому направлению",
т. е. реалистическому искусству, и был подвергнут критике русскими революционными демократами
В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым,
видевшими источник прекрасного в реальной действительности, утверждавшими идеи гражданственности искусства. Эстетика революционных демократов, их борьба против концепции "Искусства для искусства" оказали существенное влияние на расцвет реализма в русской литературе и искусстве второй половины XIX в.
На рубеже XIX и XX вв. идеи "Искусства для искусства" отчасти проявлялись в творчестве других деятелей художественного творчества представителей объединения "Мир искусства", возглавленного А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.
Слайд 7
Некоторые представители
Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) (23 ноября 1820, усадьба
Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября 1892, Москва) — русский
поэт-лирик, переводчик, мемуарист, а также наиболее яркий представитель своего направления («В степной глуши, над влагой молчаливой», «Осень»).
Слайд 8
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной,
ночные тени
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках
пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
1850
Слайд 9
Фёдор Иванович Тютчев (23 ноября 1803, Овгуст, Брянский уезд,
Орловская губерния — 15 июля 1873, Царское село) — русский поэт, дипломат,
консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года («Листья», «На Неве»).
Слайд 10
Декабрьское утро
На небе месяц - и ночная
Еще не
тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,
-
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной.
Слайд 11
Аполлон Николаевич Майков (23 мая 1821, Москва — 8
марта 1897, Петербург) — русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853)
( «Весна», «Гроза»).
Слайд 12
ГОРЫ
Люблю я горные вершины.
Среди небесной пустоты
Горят их
странные руины,
Как недоконченны мечты
И думы Зодчего природы.
Там недосозданные своды,
Там
великана голова
И неизваянное тело,
Там пасть разинутая льва,
Там профиль девы онемелый...
Слайд 13
Яков Петрович Полонский (6 декабря 1819, Рязаня — 18 октября 1898,
Санкт-Петербург) — русский поэт и прозаик ( «Птичка», «Лунный свет»).
Слайд 14
ВЕЧЕР
Зари догорающей пламя
Рассыпало по небу искры,
Сквозит лучезарное
море;
Затих по дороге прибрежной
Бубенчиков говор нестройный,
Погонщиков звонкая песня
В дремучем
лесу затерялась,
В прозрачном тумане мелькнула
И скрылась крикливая чайка.
Качается белая пена
У серого камня, как в люльке
Заснувший ребенок. Как перлы,
Росы освежительной капли
Повисли на листьях каштана,
И в каждой росинке трепещет
Зари догорающей пламя.
Слайд 15
Александр Васильевич Дружинин (8 октября 1824, Санкт-Петербург —
19 января 1864, там же) — русский писатель, литературный критик,
переводчик Байрона и Шекспира; инициатор создания Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.
Слайд 16
Значение
Концепция "Искусства для искусства», являясь раздражителем для революционных
демократов, сподвигла их на борьбу против и оказала существенное
влияние на расцвет реализма в русской литературе и искусстве второй половины XIX в.
Слайд 17
Литература
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/
http://slovari.yandex.ru
http://mava.moy.su/publ/referaty/literatura/a_k_tolstoj_realizm_i_quot_chistoe_iskusstvo_quot/5-1-0-59
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-022.htm
http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5328
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2254-art-for-art
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/
http://slovari.yandex.ru
http://mava.moy.su/publ/referaty/literatura/a_k_tolstoj_realizm_i_quot_chistoe_iskusstvo_quot/5-1-0-59
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-022.htm
http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5328
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2254-art-for-art