Слайд 2
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности
человека, в далеком прошлом несший в себе символический и
магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
Слайд 3
Африка
В орнаментальных и декоративных мотивах народов Африки параллельно
сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы. Но и
реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует. Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.
Слайд 4
Древняя Греция
Величайшая культура античного мира внесла в искусство
декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из
важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
Слайд 5
Арабы
В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи
— пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т.
д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.
Слайд 6
Америка (до Колумба)
Отличительная особенность многих индейских орнаментов —
их подчеркнутая геометричность. На рисунках много прямых углов. Такие
мотивы легко ткать с помощью окрашенных нитей или вышивать бисером.
Слайд 7
Древний Восток
Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано
с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон,
Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент), т. к. Двуречье было богато дичью.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху. Розетка воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной.
Слайд 8
Древний Египет
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир,
наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре
часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.
Слайд 9
Византия
В византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных
традиций. Орнамент состоял из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов)
мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.
Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Растительные формы.
Растительные мотивы в византийской орнаментике сильно стилизованы, несложны и разделяются на простейшие элементы - пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации.
Слайд 10
Китай
Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и
переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие
божественные образы.
Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.
Слайд 11
Япония
Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников,
но они создали свою, уникальную художественную систему.
Декоративные японские
росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно. «Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти».
Слайд 12
В Японии, как и в Китае, мотивы и
элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или
символику: журавль - символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) - символ силы и мощи, апельсин -продолжение рода, лотос -целомудрие, вишня (сакура) - нежность, бамбук - стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом - символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии.
Слайд 14
Свастика - символ Солнца
Самый неодназначный, спорный и
загадочный знак
Свастика пришла к нам из Индии, куда
в свою очередь попала (по теории Л.Н.Гумилева) от ариев, она - солярный знак, у славян имела 144(!) названия вместе с обозначениями. Свастика встречается на священных постройках мира в т.ч. на Софийском соборе в Новгороде, на предметах домашнего обихода
Слайд 15
Изображение свастики присутствовало на денежных знаков как в
царской России, так и при большевиках вплоть до 23
года. Нарукавные нашивки Красной Армии имели изображение свастики с аббревиатурой РСФСР и т.д.
Иконы со свастикой у святых не такая уж редкость (фреска Христа Пантократора-Вседержителя в Софийском соборе Новгородского Кремля и икона "Богоматерь Державная" Коломенского храма Усекновения главы Иоанна Крестителя в Москве)
Слайд 16
Засеянное поле
Эти изображения принадлежат разным областям, а то
и народностям. На этом примере явно просматривается доказательство взаимного
обмена орнаментальными элементами между народами.
Слайд 17
Макошь
Она определяет судьбу людей и богов, она -
пряха и прядет нити судьбы подобно античным мойрам.
Слайд 18
Громовое колесо
Этот знак принадлежал одному из наиболее могущественных
богов в славянском пантеоне - Перуну Сварожичу. Знак этот
появился еще до того, как Перун стал покровителем воинов, еще до того, как его оружием стали громы и молнии - в те времена Перун сражался при помощи обычных камней и каменных топоров...
Слайд 19
Примеры древнерусских орнаментов
Слайд 20
Инициалы и орнаментальные заставки
Слайд 22
Растительный и тератологический орнамент
Слайд 24
Русский орнамент – область малоизученная, многое в ней
остается неисследованным и неясным. Фольклорные традиции, христианское вероучение, наследие
восточных и западноевропейских стран – все это оказывало влияние на формирование русского орнамента. Русские орнаменты воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе.