Слайд 2
«Чистота – залог здоровья»
Египтяне следили за чистотой, ежедневно
натирались маслом, чтобы защитить кожу от ожогов.
В гробницах
найдено много туалетных коробочек, баночек и туалетных ложечек для косметики. Косметикой пользовались и женщины, и мужчины, многие косметические средства применялись не только для украшения, но и как лекарства.
Слайд 3
Краска для век изготавливалась из мелкотертого сернистого свинца,
она же применялась для отпугивания насекомых. Малахит измельчали, смешивали
с маслом и полученной краской подводили глаза, такая обводка считалась и лекарством от глазных болезней. Египтяне особенно старались выделить глаза, поэтому брови и ресницы чернили специальным порошком, удлиняя внешние уголки глаз. Женщины румянились и красили губы измельченной красной охрой.
Слайд 4
Кроме того, египтянки употребляли румяна для щек и
губ, белила для лица и голубую краску, для того
чтобы ярче оттенить жилки на лице, так как в высших кругах считалось изысканным иметь слегка утомленный вид. Ногти красили вначале черной, а позднее красной краской. Особое значение придавали душистым маслам и благовониям. Иногда к парику прикрепляли сосуд с благовониями, которые медленно, по капле, стекали на волосы.
Слайд 5
Египтяне часто ходили босиком, но во время торжественных
случаев они надевали сандалии из кожи или из папируса.
На подошвах изображались различные
бытовые и военные сцены.
Слайд 6
Ноги крестьянина или раба во время работы на
берегах Нила защищали сначала просто обмотки, затем сандалии. Их
подошвы в Новом царстве приобрели загнутую у носка форму. Два ремешка проходили между первым и вторым пальцами.
В помещении обувь вообще не носили. Фараоны и знать надевали обувь в случае крайней необходимости, предпочитая ходить босыми, как бы показывая, что по "реальной" земле не ступают. (В гробницу фараону клали ритуальные золотые сандалии для пользования ими в загробной жизни.)
Слайд 7
На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, это
связано с тем, что белый цвет был символом чистоты,
а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.
Слайд 8
Египтяне разработали сложные формы плетения ткани, украшение платьев
бисером или аппликацией, все это позволяло сделать одежду более
нарядной.
Слайд 9
Поистине поразительным было мастерство ремесленников - ткачей, создававших
прочную прозрачную ткань виссон, которую называли "сотканный воздух".
Слайд 11
Разновидностью клафта был немес — полосатый платок, в
таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов.
Все
сословия носили клафт — платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми.
Слайд 13
Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, располагая
их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной
укладки, называемой «мокрой». Волосяные пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
Слайд 14
«В ее жилах не было ни капли чужеземной
крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и
теплый, свежий ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
Слайд 15
С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился
«трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и
спину, а также громадный парик из крупных завитых волн. Форма такого парика была необычной - «каплевидной». Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.
Слайд 16
Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и
надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две:
первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая прическа имела форму шара. Обе они были «геометрическими».
Слайд 18
Традиционным украшением был ускх - воротник-ожерелье из золотых
пластин, драгоценных камней, жемчуга. Сначала его носили лишь богатые
египтяне.
Только во времена Нового Царства стали изготавливать дешевые имитации для простолюдинов.
Слайд 19
Фараон и его приближенные носили большие по размеру
парики.
Слайд 20
На голове фараона и его жены была особая
повязка, вокруг которой обвивался золотой уреус, причем голова страшной
змеи располагалась как раз над самым лбом царя. Уреус, укус которого смертелен, считался символом неограниченной власти, и поэтому его изображением украшалась не только повязка фараона, но и его корона, пояс и шлем.
Слайд 21
Немало денег тратилось и на всевозможные украшения и
драгоценности. Даже мужчины носили на руках - у плеча
и у запястья - изящные браслеты из благородного металла.
А женщины надевали такие же браслеты на ногу, а в уши продевали серьги в форме кольца.
Слайд 22
Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с
подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во
время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода — знак владения землей.
Слайд 23
Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона
атев, украшенная коршуном и змеей — уреем — символом
власти, и клафт — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником).
Слайд 25
Символический смысл «справедливость» имела перо в головном уборе
судьи. В "Книге мёртвых", описывающий последовательность погребального ритуала, рассказывается
о том, как сердце умершего взвешивают на суде Осириса.
Сердце, не отягощенного грехами, должно было быть не тяжелее птичьего пера, положенного на вторую чашу весов.
Слайд 26
Воины, земледельцы, ремесленники носили парики маленькие, круглой формы.
Слайд 27
Пехотинцы надевали короткие, узкие туники без рукавов или
плотно облегающие юбки с привесом спереди в виде фартука,
обшитые кожаными полосами.
Слайд 28
Жрецы — служители культа обычно брили голову и
лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного
животного.
Слайд 30
Жрецы младших и средних рангов часто носили вместо
набедренной повязки юбку на каркасе, торчащую спереди колоколом. Высшая
категория жрецов носила поверх повязки или юбки особый халат из нескольких кусков ткани, а затем шкуру пантеры или леопарда. Жрецы носили также «должностное ожерелье» и клафт, соответствующие занимаемой жрецом должности.
Слайд 31
Мужчины носили передник схенти — повязку из широкого
куска ткани, обернутую вокруг бедер и закрепленную поясом.
Схенти
знатных людей изготавливали из плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти.
Слайд 32
На талии схенти поддерживалась поясом — тонким ремешком
или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди
в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенная форма передника — расширенная книзу или овальная.
Слайд 33
Женщины и мужчины носили широкий кольцеобразный воротник, который
закрывал плечи и верхнюю часть груди и служил не
столько защитой, сколько украшением. У чиновников этот воротник — должностное ожерелье — был в полоску. Цвет полос обозначал род службы. У царских слуг полосы были желтыми, у служащих храма — синими, у военных — красными. Полосы клафта были того же цвета, что и воротник.
Слайд 34
В дальнейшем женская одежда особых изменений не претерпела,
лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды
строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником — оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.
Слайд 35
И мужчины, и женщины носили калазирис — одежду,
состоявшую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала.
Слайд 36
Женская одежда была более узкая, чем мужская, плотно
облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях.
Слайд 37
Рабы и представители низших социальных кругов могли появляться
лишь в одной набедренной повязке или без одежды вообще.