Слайд 2
Рубаха
Основой женского и мужского костюма была рубаха из
домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже
коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками.
Слайд 4
Мужчины носили рубаху – косоворотку и порты, дети
часто носили только рубахи.
Слайд 5
Вышивка
Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза.
Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных
«входов» злых сил. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи
Слайд 7
Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи –
«сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена
рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Слайд 9
Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры
вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты).
На вышивках рубахи, понёвы, сарафана можно встретить те же мотивы, что и на резных украшениях деревенской избы.
Слайд 10
Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет
один корень со словом «заря», что связано с цветом
утреннего солнца. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце
Слайд 14
Один из самых древних и любимых образов народного
искусства – конь. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина,
символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце. Вышивали фантастических зверей: барсов, львов, единорогов.
Слайд 16
Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать
сыра земля»). Образ древней богини Макоши – матери хорошего
урожая всегда связывался с символами плодородия (древом, птицами, животными, солнечными знаками). Часто фигура решалась условно. Из тела богини прорастают ветви, голова – изображение ромба, символа земли. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала единство сил неба и земли
Слайд 18
Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами,
плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях символизировало
растительные силы земли, процветания живой природы. В вышивках встречается композиция из двух птиц (коней, оленей), сросшихся спинами, называемая ладьёй. Из ладьи вверх тянется сказочное древо. Птицы или животные словно охраняют древо жизни. Смысл узора в расцветании природы, наступлении поры плодородия.
Слайд 20
Символическое значение имел цвет узора. Белый цвет связывался
со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки
– цвет огня, солнца, олицетворял мужское начало. Красные узоры как земля, получившая энергию солнца. В узорах русских народных вышивок предстаёт образ земли, воскресшей под лучами весеннего солнца, и само солнце, дающее свет и тепло всему живому на земле.
Слайд 21
Девичий костюм
Девичий костюм был скромнее, чем у замужней
женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в
косы, на голову надевали ленту или венец. Головные уборы играли немаловажную роль в костюме женщины. Без головного убора девушки и женщины не могли появляться в общественных местах. По головному убору судили о семейном положении и возрасте женщины. Девушки носили венец (коруну) или ленту-повязку, оставляя волосы, сплетённые в косу, открытыми.
Слайд 25
Девичий головной убор «повязка», Нижегородская губ. 19 в.
Слайд 26
Костюм замужней женщины
Замужние женщины не могли ходить с
непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор.
Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Волосы заплетались косами и укладывали на голове в виде короны, полностью пряча под головной убор
Слайд 27
В северных областях более был распространён кокошник, гармонично
дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова
«кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером
Слайд 29
Женский головной убор кокошник
Нижегородская губ. 19 в.
Слайд 31
Женский головной убор «сборник»
Слайд 32
В южных областях носили кички – шапочки в
виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани –
сорокой. Такие головные уборы имели украшения в виде перьев, рогов, крыльев и хвоста птицы и символизировали образ женщины – продолжательницы рода.
Слайд 33
Женский головной убор «сорока» с рогатой «кичкой» Тамбовская
губ., 19 в.
Слайд 34
Женский головной убор «сорока с мохрами»
Орловская губ. 19 в.
Слайд 35
Старинный женский костюм можно разделить на два типа:
южнорусский и северорусский
Слайд 36
Женский костюм юга России
На юге России вместо сарафана
носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее
обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), берегиня – он оберегал живот.
Слайд 37
Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых
надевали навершник
Слайд 40
Женский костюм севера России
Северный женский костюм состоял из
рубахи. Сарафана и душегреи или епанечки (короткой кофточки из
парчовой ткани)
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Слайд 43
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма.
На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» –
нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.