Слайд 2
Назовите виды фильмов
Р
Е
Ф
Л
Е
К
С
И
Я
Слайд 3
Актуализация
С какими видами фильмов мы познакомились?
К какому
виду относится этот фильм?
Смотрим отрывок.
https://www.youtube.com/watch?v=Ko0FN7xXwuQ
Это мультипликационный фильм
Слайд 4
Определите виды мультипликации
1
2
3
4
Слайд 5
5
6
А – живопись по стеклу;
Б – компьютерная ;
В
– пластилиновая;
Г – кукольная;
Д – перекладная;
Е – песочная.
Ж–
рисованная
7
Слайд 6
Виды мультипликации
Рисованная;
Кукольная;
Перекладная;
Пластилиновая;
Песочная;
Живопись по стеклу;
Компьютерная.
Слайд 7
Мультипликация
И взрослые и дети любят проводить свободное время
перед телевизором за совместным просмотром различных передач и фильмов,
но особенное место в этом списке программ занимают мультфильмы. Мультипликация является наиболее красочным и интересным жанром, и хотя анимированные мультики появились не так давно, но успели завоевать популярность у миллионов людей. А знаете ли вы, как и когда появились мультфильмы?
Познакомив учеников с историей появления мультипликации, предлагаю им самостоятельно найти информацию о технике изготовления мультфильмов.
Слайд 8
Мультипликация
В конце XIX века не было ни телевизоров,
ни компьютеров, ни смартфонов, ни планшетов. Их ещё не
придумали. Зато были такие аппараты, как зоотроп, волшебный фонарь, тауматроп, дедалеум и другие. Эти устройства приводили в действие ряд сменяющих друг друга изображений, создавая иллюзию движения. Поначалу они использовались в развлекательных шоу, для создания спецэффектов и в качестве игрушек. С латинского языка, откуда и пошло слово «мультипликация», оно переводится как «возрастание» или «размножение». Эти эпитеты отлично характеризуют способ создания мультика.
Слайд 9
Праксиноскоп
Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы. История мультипликации начинается
20 июля
1877 году во Франции, когда инженер-самоучка Эмиль Рейно создал
и представил публике первый праксиноскоп.
28 октября 1892 года в Париже французский изобретатель Эмиль Рейно демонстрирует в парижском Музее первую графическую ленту с помощью аппаратов «оптический театр» «Светящиеся пантомимы», действующих иначе, чем кинопроектор — до изобретения кинематографа.
https://www.youtube.com/watch?v=tQgcZhi33dg
Слайд 10
Первые мультфильмы
Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные
от руки пантомимы продолжительностью вплоть до пятнадцати минут. Уже
тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением. Рейно создал также мультфильмы, в которых наряду с рисунками применялись фотографии. В дальнейшем вклад в развитие мультипликации вносили другие мультипликаторы, создавая картины в различных жанрах и техниках.
Слайд 11
Первые мультфильмы
Бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор-геометр Симон
фон Штампфери другие учёные и изобретатели использовали для воспроизведения
на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) — фенакистископ и стробоскоп. Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата, и в свою очередь создало технологическую основу для изобретения братьями Люмьер кинематографа.
https://www.youtube.com/watch?v=gpmQisW3HgU
Слайд 12
Первые мультфильмы
В 1914 году Уинзор Маккей создает первого
в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами —динозавра
Герти. Одновременно, огромное количество рисунков, сделанных для фильма, потребовали изобрести новую технологию кинематографического производства, впервые приведя к разделению труда между художником-аниматором и художником-фоновщиком. Таким образом, можно считать, что первичным способом кинематографической мультипликацией была тотальная мультипликация.
Слайд 13
Рисованная анимация
За годы развития мультипликации появились различные техники
её создания. Один из старейших видов — рисованная анимация.
Изначально каждый кадр рисовался отдельно. Это был очень долгий и трудоёмкий процесс, поэтому придумали послойную технику. Героев и декорации рисовали на прозрачных плёнках и накладывали друг на друга. Для этого сначала разрабатывали движения персонажей, затем прорисовывали детали карандашом на кальке и переносили рисунки на целлулоид. Получившиеся кадры раскрашивали и фотографировали один за другим.
Эту информацию ученики находят самостоятельно
Слайд 14
Процесс работы над рисованным мультиком
Слайд 15
Силуэтная или перекладная анимация
Ещё одна старейшая техника —
силуэтная анимация. Для мультфильма из бумаги или плотной ткани
вырезаются плоские фигуры. Затем они передвигаются в каждом кадре и снимаются на камеру. Например, один из известных отечественных мультфильмов, снятых таким образом, — «Левша» (1964 г.). Кукольная анимация появилась в России в 1906 году. Балетмейстер Александр Ширяев создал первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором участвуют 12 танцующих фигурок. Говорят, что за время его создания автор протёр ногами дыру в паркете, потому что постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.
https://www.youtube.com/watch?v=QWN-V2WvSyQ
Эту информацию ученики находят самостоятельно
Слайд 16
Кукольная и пластилиновая анимация
Хорошо известна всем кукольная и
пластилиновая анимация. Здесь объёмные персонажи устанавливают на фоне декораций
и фотографируют. После каждого кадра в сцене меняется поза героя. Первые мультфильмы из пластилина появились в 1908 году в США.
https://www.youtube.com/watch?v=-SkKrbcVk34
Эту информацию ученики находят самостоятельно
Слайд 17
Живопись по стеклу. Песочный мир.
В мультипликации существуют и
такие техники, как «живопись по стеклу» — это когда
художник рисует медленно сохнущей масляной краской на стеклянной поверхности, каждый раз добавляя новые мазки прямо перед камерой; «бескамерная анимация» — когда художник не фотографирует изображения, а рисует их прямо на плёнке, чёрной или бесцветной; или «порошковая анимация», где на подсвеченное стекло тонкими слоями насыпают такие материалы, как песок, соль, кофе, специи..., создавая руками или кисточкой рисунок и передавая его изображение на экран.
https://www.youtube.com/watch?v=ncJuHjTb0R4
https://www.youtube.com/watch?v=zyIa1Z8RSkM
https://www.youtube.com/watch?v=oyk7uPURmmQ
Эту информацию ученики находят самостоятельно
Слайд 18
Компьютерная анимация
Компью́терная анима́ция — вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера. В
отличие от более общего понятия «графика CGI», относящегося как к
неподвижным, так и к движущимся изображениям, компьютерная анимация подразумевает только движущиеся. На сегодня получила широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, анимация наследует те же способы создания изображений:
Векторная графика https://www.youtube.com/watch?v=ZacFKn4nyjE
Растровая графика https://www.youtube.com/watch?v=pFjOe6Wft-Q
Фрактальная графика https://www.youtube.com/watch?v=Lc4oyxiQ2e8
Трёхмерная графика (3D) https://www.youtube.com/watch?v=eYuLsz4TohU
Эту информацию ученики находят самостоятельно
Слайд 19
Компьютерная анимация
В наше время, компьютерная анимация широко используется
в индустрии кино, а также в мультипликационных студиях. С
помощью нее, компьютерные художники, оживляют фантастических персонажей, создают невероятные миры.
Одним из первых фильмов, в создании которого была задействована компьютерная анимация, был многосерийный фильм "Звездные Войны". Расстановка ключевых кадров производится аниматором. Промежуточные же кадры генерирует специальная программа. Этот способ наиболее близок к традиционной рисованной мультипликации, только роль фазовщика берёт на себя компьютер, а не человек.
Эту информацию ученики находят самостоятельно
Слайд 20
Компьютерная анимация
Данные анимации записываются специальным оборудованием с реально
двигающихся объектов и переносятся на их имитацию в компьютере.
Распространённый пример такой техники — Motion capture (захват движений). Актёры в специальных костюмах с датчиками совершают движения, которые записываются камерами и анализируется специальным программным обеспечением. Итоговые данные о перемещении суставов и конечностей актёров применяют к трёхмерным скелетам виртуальных персонажей, чем добиваются высокого уровня достоверности их движения.
Такой же метод используют для переноса мимики живого актёра на его трёхмерный аналог в компьютере.
Эту информацию ученики находят самостоятельно
Слайд 22
Домашнее задание
Работа в группах
Создать презентации по темам:
Как
сделать рисованный м/ф.
Как сделать кукольный м/ф.
Как сделать силуэтный или
перекладной м/ф.
Как сделать пластилиновый м/ф.
Как сделать компьютерный м/ф.
Придумать сценарий https://www.youtube.com/watch?v=RP-dO8-xwxA
Нарисовать героев м/ф.
Нарисовать сцены м/ф.
Слайд 23
Урок 2. Актуализация
Просмотр и обсуждение презентаций.
Выбор техники анимации.
Общие
правила работы над м/ф.
Особенности каждой техники.
https://www.youtube.com/watch?v=RP-dO8-xwxA
Слайд 24
Как создать мультфильм
Идея.
Сценарий.
Раскадровка.
Аниматик.
Изготовление фонов и персонажей.
Сканирование, графическая обработка
материалов.
Съемка.
Озвучивание.
Монтаж.
Титры.
Демонстрация.
Слайд 25
Этапы создания мультфильма
Работу лучше разделить на несколько основных
этапов и двигаться шаг за шагом, нужна ясность в
процессе работы создания анимации.
Попробуем рассмотреть наглядно основные этапы.
Слайд 26
1. Написание сценария мультфильма
На этом этапе копирайтером разрабатывается
общая концепция, идея мультфильма.
Ставятся задачи мультфильма.
Слайд 27
2. Разработка персонажей
К разработке персонажей, обычно, приступают, когда
уже известны основные задачи мультфильма, целевая группа и предпочтения
по стилистике. По сценарию художник иллюстратор или, так называемый, концепт артист разрабатывает образ каждого из героев мультфильма.
Иногда отдельным этапом еще до прорисовки персонажей разрабатывается описание характера каждого из персонажей - такой портрет каждого из героев в текстовой форме. Делается это для того, чтобы художник при разработке визуального образа уже четко представлял себе характер персонажа.
Слайд 28
Сначала, как правило, художник делает какие-то черновые скетчи,
простые зарисовки карандашом или на планшете. На этом этапе
не важен ни цвет, ни четкость прорисовки. Главное сначала найти подходящий образ.
Создается 1-3 разных вариантов образа персонажа.
Если ничего не понравилось, то можно сделать дополнительные варианты.
Слайд 29
После утверждения наброска следующим этапом идет уже его
чистовая доработка и окончательная прорисовка в цвете и векторе
(в случае если это флеш мультфильм).
Слайд 30
Так происходит с каждым из персонажей. Когда все
персонажи
разработаны и утверждены, можно смело приступать к раскадровке.
Слайд 31
3. Раскадровка
Суть раскадровки проста - это отрисовка основных
сцен мультфильма в статике. Из раскадровки можно понять как
будут выглядеть сцены в мультфильме, их последовательность, продолжительность (если раскадровка с таймкодом), расположение основных предметов на фоне и, также, расположение персонажей относительно фона. Обычно, раскадровки достаточно для понимания, как будет все выглядеть в мультфильме. После того, как раскадровка готова, чаще всего, можно приступать к созданию анимации. Но в некоторых случаях (когда нужна 100% уверенность, что все будет в мультфильме именно так, как хотелось бы) требуется еще один промежуточный этап - аниматик.
Слайд 32
Раскадровка может быть черно-белой в виде скетча карандашом,
может быть и цветной в растре или в векторе.
Детализация и прорисовка тоже
может быть разной - всё зависит от сложности мультфильма и задач.
Пример раскадровки для мультфильма
Слайд 33
4. Аниматик
Аниматик - это анимированная раскадровка. Это уже
не статичные картинки, но еще и не мультфильм -
нечто среднее между ними. Аниматик, обычно, создается четко по раскадровке и по времени мультфильма (если мультфильм на 30 секунд, то и аниматик делается ровно на 30 секунд, чтобы можно было понять продолжительность каждой сцены, прежде, чем ее сменит следующая). Наиболее важные моменты могут быть уже анимированы в аниматике (полностью или условно). Что-то может быть схематически показано стрелками, вставлены какие-то дополнительные поясняющие кадры, что-то подписано текстом и т.д. Аниматик не обязан быть чистовым. Его функция - сделать более понятным материал из раскадровки.
Слайд 34
5. Создание мультфильма
У каждого аниматора есть своя схема
работы, которая ему нравится больше, и к которой он
привык. Чаще всего, сначала по аниматику аниматор делает отрисовку основных локаций персонажей.После этого уже идет анимирование промежуточных кадров между этими локациями и все остальное.
Слайд 35
Основные принципы мультипликации
В классической анимации (мультипликации) мультфильм создается
из последовательности статичных картинок (кадров). Частота кадров может быть
разная (чаще всего, это от 12 до 30 кадров в секунду). То есть за секунду просматривается 12-30 кадров, каждый из которых немного отличается от предыдущего. За счет этого создается видимость движения.
Чем больше кадров в секунду, тем более плавное движение, чем меньше, тем более прерывистое. Для флеш мультфильмов в интернете, чаще всего, используется 12-18 кадров в секунду - это связано с тем, что делать 24-30 кадров в секунду в 2 раза дольше, чем 12-15. Для ТВ стандарт Pal 24-25 кадров для NTSC 30 кадров в секунду. Но, конечно, лучше и для интернета делать те же 24-25 кадров в секунду - такая анимация выглядит более плавно и красиво.
Слайд 37
Оборудование
Для создания домашней анимационной студии понадобится следующее оборудование:
-
цифровой фотоаппарат,
- штатив,
- компьютер,
- искусственные источники света (лампа),
- фон
(картон),
- материал для изготовления персонажей,
- монтажный стол.
В качестве монтажного стола можно использовать низкий столик, на котором расположить фон будущего мультфильма.
Слайд 38
Как создать мультфильм
Процесс создания мультфильма:
Первый делом создать фон
и декорации. Фоном может служить плотный картон любого цвета.
Деревья можно нарисовать на картоне гуашевой краской.
Остальные декорации изготовить из цветной бумаги методом вырезания, разрывания и склеивания.
Неподвижно закрепить фон на монтажном столе.
Установить фотоаппарат на штативе, убедиться, что он будет неподвижен при съемке. Если не выполнить эти два условия, кадры мультфильма при быстрой прокрутке будут «прыгать» и мультфильм не получится.
Выставить свет. Он должен быть постоянным и не меняться от кадра к кадру. Поэтому лучше использовать искусственный постоянный свет (лампу) и выключить вспышку на фотоаппарате (она дает сильные блики на фоне).
Слайд 39
Как создать мультфильм
На фоне расположить декорации. Сделать один
кадр.
Немного изменить их расположение и снова сделать один кадр.
Таким
образом снять весь мультфильм: немного передвигая фигурки на фоне, убирая и добавляя фрагменты, фотографировать все мельчайшие изменения картинок. Для того, чтобы движение объекта было естественным, разница между смежными рисунками должна быть небольшой .
Затем оформить титры и название мультфильма – по той же методике. Для титров можно использовать магнитные буквы из детского набора.
Полученные снимки обработать на компьютере с помощью специальной программы (ProShow Produсer), где смена кадров происходит с определенной скоростью. В этой же программе есть наложение музыки. Мультфильм получился длительностью чуть меньше минуты и состоит из 140 кадров.
Слайд 40
Домашнее задание
Уточните сценарий м/ф на 15-20 секунд.
Выберите технику
исполнения.
Сделайте фотографии.
Смонтируйте м/ф.
Озвучьте фильм.
Слайд 41
3 урок.
Презентация мультипликационных этюдов.
Самоанализ и обсуждение выполненных
работ.
Рассказ об интересных моментах съемки.
Какая информация оказалась самой востребованной?
В чем испытывали затруднения?
Самооценка и взаимооценка этюдов и деятельности учеников в группе.