Слайд 2
Искусство первобытности:
- палеолит – древний каменный век –
Х тыс. до н.э.
- мезолит – средний каменный век
–
X – V тыс. до н.э.
- неолит – новый каменный век –
V – III тыс. до н.э.
Слайд 3
Наскальная живопись
Мифы помогали человеку структурировать окружающий мир, превращать
хаос в обжитое комфортное пространство. Преодолевать хаос в самом
человеке помогало искусство – отражение в художественных образах представлений об окружающем мире.
Слайд 4
Пещера Альтамира в Испании
В 1879 году в пещере
Альтамира на севере Испании, в провинции Сантандер впервые были
обнаружены настенные рисунки времен эпохи палеолита. Ученые установили, что на каменных стенах пещеры присутствуют несколько археологических слоев. Самые ранние рисунки были выполнены более 18 тысяч лет назад!
На потолке пещеры Альтамира более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили более 150 рисунков: бизонов, лошадей, оленей, кабанов и колдунов получеловеческого, полуживотного облика.
Слайд 5
Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре
основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для
получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит, пиролюзит и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит), марганца (псиломелан) и глинистых частиц.
Слайд 7
Пещера Ласко во Франции
Еще более многозначны росписи пещеры
Ласко во Франции. Оба ее зала сплошь покрыты рисунками.
По левой стороне первого, Большого зала стремительно движутся друг за другом дикие лошади, могучие быки, благородные олени. Им даже несколько нарочито противопоставлены статичные фигуры животных на правой стороне пещеры. Такое подчеркнутое различие в динамике неслучайно. Оно отражает одно из главных противопоставлений в мифологии – «левое – правое».
Слайд 8
Левая сторона – мифологический, сакральный мир, связанный с
понятием порядка и более реальный для древнего человека, чем
окружающая действительность. Ему соответствует красный цвет голов животных на левой стороне. Справа – земной мир, еще во многом враждебный и потому окрашенный в черные тона.
Слайд 9
Стены второго зала украшают отдельно стоящие пары диких
лошадей, бизонов, оленей, баранов.
Новые условия быта, связанные с появлением
лука и стрел в эпоху мезолита, обусловили новые формы искусства.
С гипертрофированной фигуры животного акцент был перенесен на человека в действии.
Новая картина мира в неолите, обусловленная переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, нашла выражение в новых художественных образах, связанных с плодородием и богатым урожаем. Сложился так называемый геометрический стиль, для которого характерны линейные формы – спираль, круг, квадрат, треугольник, крест.
Спираль – символ жизни и воды. Природный цикл «жизнь – смерть – воскресение» скрыт в двойственном характере движения по спирали: направление сверху вниз, извне вовнутрь означает смерть; движение снизу вверх, изнутри наружу означает жизнь. Спираль как символ воды ассоциируется со змеей, связанной с ритуалом вызывания дождя и плодородия. Змея, кусающая себя за хвост и тем самым образующая круг, воплощает идею непрерывности природного цикла, единство мира земного (змея) и небесного (круг).
Слайд 11
Квадрат является знаком материального мира,
ориентированного по четырем сторонам света.
Треугольник вершиной
вверх – символ огня и созидательной мужской силы, вершиной вниз – воды, плодородия и женского начала.
Крест означает ориентацию в пространстве по вертикали, соответствуя образу мирового дерева, и по горизонтали, символизируя землю. Он объединяет противоположные начала: мужское и женское, духовное и материальное, вечное и преходящее. Место пересечения его перекладин обозначает источник энергии, дающий развитие миру во всех направлениях.
Слайд 12
МЕГАЛИТЫ
МЕГАЛИТЫ - каменные столбы, стоящие отдельно или группами,
с каменным перекрытием или без него.
Древнейшей каменной мегалитической постройкой
является дольмен – погребальное сооружение. Его архитектурная конструкция – вертикальные опоры, перекрытые горизонтальной плитой, - символизирует смерть.
Другими простейшими мегалитическими сооружениями неолита служат менгир и кромлех – вертикально стоящие каменные монолиты, связанные с культом плодородия.
Слайд 13
Мегалит Стоунхендж в Англии
СТОНХЕНДЖ (Stonehenge), доисторический памятник, одна
из крупнейших мегалитических построек, ныне в значительной степени разрушенная.
Расположен на меловых холмах примерно в 13 км к северу от Солсбери на юге Англии. Наиболее хорошо сохранившееся сооружение эпохи позднего неолита, представляет собой скопище гигантских камней.
Слайд 14
Массивное каменное сооружение строилось более 500 лет –
примерно между 1900 и 1700 до н.э. Его возводили
представители трех различных культур: неолитические скотоводы и земледельцы, поселившиеся в Европе ок. 2200 до н.э., а позднее поглощенные вторгшимися с континента племенами (т.н. строителями мегалитов); народ солнцепоклонников, носитель культуры кубков (ок. 1700 до н.э.); наконец, создатели т.н. уэссекской культуры бронзового века (ок. 1500 до н.э.).
Слайд 15
В результате совместных усилий археологов и геологов постепенно
сложилось достаточно ясное представление о датировке и истории сооружения
Стонхенджа. Однако оставался неясным главный вопрос: для чего он был построен? Наиболее оригинальную теорию о подлинном назначении сооружений Стонхенджа предложил в 1963 английский астроном Дж.Хокинс. Он обратил внимание на узость просвета между стойками каждого из трилитов и на несомненную связь ориентации этих просветов с местоположением других камней и иных элементов сооружения. На этом основании Хокинс заключил, что Стонхендж служил его создателям гигантским астрономическим инструментом, а размещение столбов и промежутков между ними связано с наблюдением за движением звезд и планет.