Слайд 2
И. Айвазовский. Буря на Ледовитом
океане. 1864
Слайд 3
М.Ю. Лермонтов писал эту картину на берегу Финского
залива.
Слайд 4
Долго при свете месяца мелькал белый парус между
тёмных волн…
Слайд 5
И зачем было судьбе кинуть
меня в мирный круг честных контрабандистов?
«Может быть, я не прав, но лермонтовская «Тамань» и
пушкинская «Капитанская дочка»... прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящною прозой».
А.П. Чехов
Слайд 8
«...образец повести, по-моему, «Тамань»,
— пусть все литераторы соберутся, и ни один не
найдёт слова, которое можно было бы прибавить или убавить, там всё как цельный музыкальный аккорд».
Д.В. Григорович
Слайд 9
«Сколько надо было иметь
ума и сколько настоящей силы, чтобы так глубоко, как
Лермонтов, чувствуя чары лунно-синих волн и чёрной паутины снастей на светлой полосе горизонта, оставить их жить, светиться, играть, как они хотят и могут, не заслоняя их собою, не оскорбляя их красоты... Или
в последней сцене, покинув на берегу
слепого мальчика, так и покинуть его
тихо и безутешно плачущим и не
обмолвиться напоследок ни словом о
родстве своём...»
И. Анненский
Слайд 10
ПАРАЛЛЕЛИ
Парус - парус
- мятежность
контрабандистов бесприютность
Слепой - странствующий - бесперспективность
офицер отчаяние
касается до героя романа —
он и
тут является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях. Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели».
В.Г. Белинский
Слайд 12
Григорий Александрович
ПЕЧОРИН
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
Берег обрывом
спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались
тёмно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей
стихию…
Слайд 13
В.Г. Белинский:
«Повесть эта отличается каким-то
особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность её содержания, всё
в ней таинственно, лица — какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая-то дикая, сверкающая красота»...
Слайд 14
ПЕЧОРИН
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
… настоящая русалка…моя ундина…
Странное существо!.. эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою
властью… в ней было много породы… необыкновенная гибкость её стана…правильный нос - всё это было для меня обворожительно.
Слайд 15
Светлана Светличная
в роли Ундины (1967)
Слайд 16
«Взойдём в лодку», - сказала
моя спутница… Она как кошка вцепилась в мою одежду…
между нами началась отчаянная борьба… я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… пальцы её хрустели, но она не вскрикнула: её змеиная натура выдержала эту пытку…я мгновенно бросил её в волны.
…причалил к пристани…кто-то в белом сидел на берегу…не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку.
Слайд 17
Печорин
Его зоркая наблюдательность, настойчивый, последовательный
интерес к неизвестному, а пуще всего влечение к опасности
и действию, напрягая его безотказно работающую, почти смертоносную волю, создали из заурядно-житейских обстоятельств остро захватывающие приключения...
Е.Н. Михайлова
Слайд 18
Печорин
В «Тамани», как и в
«Бэле», Печорин показан снова не в кругу людей одинакового
с ним социального положения и культурного уровня, но в среде, глубоким рубежом отделенной от привилегированной господствующей верхушки.
Е.Н. Михайлова
Слайд 19
ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
ПЕЧОРИН
КОНТРАБАНДИСТЫ
Янко
ундина
слепой
старуха
Слайд 20
ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
ЗАНЯТИЯ
КУЛЬТУРА (речь)
Слайд 21
…некоторая недоговорённость и неясность в жизни
контрабандистов и в их взаимных отношениях, оставляющая достаточно простора
для работы нашего воображения...
С.В. Шувалов. (1925)
Слайд 22
Глава «Тамань»
в оценке русских писателей
Слайд 23
«„Тамань”. Это совершенство. Я видел
снимок с рукописи: она вся до того исчерчена, что
ничего нельзя разобрать. В повести нет ни одного лишнего слова, ничего, ни одной запятой нельзя ни прибавить, ни убавить».
Л.Н. Толстой
Слайд 24
«Я не знаю языка
лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял
его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах — по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
А.П. Чехов
Слайд 25
«…как мог Лермонтов, будучи почти
мальчиком, сделать это? Мечтаю написать такую вещь... тогда бы
и умереть можно!» А.П. Чехов
Памятник М.Ю. Лермонтову
в Геленджике
Слайд 26
«Тамань» - один из самых
прекрасных перлов нашей литературы».
И.А. Бунин
для какой цели
я родился?..