Слайд 3
Пеьсы А.П.Чехова:
«Безотцовщина» («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е—1880-е)
«На большой
дороге» (1884)
«О вреде табака» (1886)
«Калхас» (1887)
«Иванов»
(1887—1888)
«Медведь» (1888)
«Предложение» (1888)
«Свадьба» (1889)
«Леший» (1889)
«Татьяна Репина» (1889)
«Трагик поневоле» (1889)
«Юбилей» (1891)
«Дядя Ваня» (1896)
«Чайка» (1895—1896)
«Три сестры» (1900)
«Вишнёвый сад» (1903).
Слайд 4
С детства проявлялся в
Чехове актёрский и режиссёрский талант. Однажды он переоделся нищим,
подошёл к дому дядюшки Митрофана Егоровича, который не узнал его и подал ему милостыню в три копейки. Антон гордился этой монетой как первым в жизни гонораром.
Слайд 5
Для театра 19 века были характерны:
Громкие,
полные страсти монологи;
Эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, т.е.,
эффектно завершив свою сцену, актер подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала;
За театральными чувствами исчезли сложные жизненные переживания и раздумья;
Чиновники, управляющие «императорскими» театрами превратили их в места легкого развлечения;
На сцену лезли бойкие драмоделы, способные на любую стряпню.
Слайд 6
Для театра, говоря словами Островского, наступила пора «безвременья
и безлюдья».
Слайд 7
«Герои и героини бросаются в пропасти, топятся, стреляются,
вешаются, заболевают водобоязнью... Умирают они обыкновенно от таких ужасных
болезней, каких нет даже и в самых полных медицинских учебниках».
Слайд 8
Два великих события в театральной жизни знаменуют собой
конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова
и создание Художественного театра.
Слайд 9
Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке,
1900-е годы
Слайд 11
«Вы чересчур игнорируете сценически требования»,
- говорил ему В. И. Немирович-Данченко.
Слайд 12
"По существу, то, что он делает, - это
переворачивание традиционной «хорошо сделанной» пьесы вверх ногами, выворачивание ее
наизнанку. Это почти как если бы он прочитал какие-то руководства по написанию пьес, а потом сделал бы все обратно тому, что в них рекомендовалось».
Английский драматург Дж.-Б. Пристли
Слайд 13
1. Чехов убрал деление актеров на главных и
второстепенных. На место главного героя становится «попеременно-главные» персонажи. В
его пьесах главное - жизнь.
Слайд 14
2.
Драматург убрал конфликт «со сцены», поскольку убрал
деление героев на положительных и отрицательных. Таким образом, он
убрал внешний, но теперь на сцене – внутренний конфликт.
Слайд 15
3.
Убрал со сцены «текст». В старой России
без суфлёра не обходился ни один театр, но теперь
его убрали. Убрали и словесный поединок со сцены. Теперь проблема одиночества звучит в каждой пьесе Чехова, так как герои не хотят ни слышать, ни понимать друг друга.
Слайд 16
4.
Чехов ввел подтекст, т.е. то, что надо
грамотно сыграть, несовпадение прямого смысла слов с эмоционально-психологическим состоянием
героев. Надо скрывать то, что чувствуешь.
Слайд 17
Театральная критика всё больше упрекала Чехова в том,
что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта
и тем самым нарушает все законы сценического действия.
Слайд 18
А.П. Чехов писал:
«Требуют, чтобы были герой, героиня сценически
эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются,
вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни»
Слайд 19
А.П. Чехов говорил:
«Пусть на сцене все будет так
же сложно и так же вместе с тем просто,
как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
Слайд 20
1899 год. Сцена из спектакля "Чайка", поставленном в
МХТ. В роли Аркадиной - Ольга Книппер, в роли
Тригорина - Константин Станиславский
Слайд 21
После премьеры «ЧАЙКИ» Чехов подарил Немировичу-Данченко медальон с
надписью: «Tы дал моей Чайке жизнь. Спасибо! Но и
Чайка дала жизнь твоему театру».
Слайд 22
Чайка на занавесе Шехтеля (кстати, ее там две:
по обоим расходящимся краям).
Слайд 24
«Если в первом акте на сцене висит ружье,
то в последнем оно должно выстрелить». Эта фраза, сказанная
Чеховым о сценическом искусстве, стала афоризмом и символом современного театра.
Слайд 25
«Вишневый сад» на Таганке. Постановка А. Эфроса, 1975
год.
В главной роли - Алла Демидова.
Слайд 26
Спектакль «Иванов и другие» Генриетты Яновской. В главной
роли - Сергей Шакуров