Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Храмы России

Содержание

В потемневших лучах горизонтаЯ смотрел на окрестности те,Где узрела душа ФерапонтаЧто-то Божье в земной красоте.И однажды возникли из грёзы,Из молящейся этой души,Как трава, как вода, как берёзы,Диво дивное в русской глуши!И небесно-земной Дионисий,Из соседних явившись земель,Это
Храмы РоссииТеорияТворческие заданияСловарь В потемневших лучах горизонтаЯ смотрел на окрестности те,Где узрела душа ФерапонтаЧто-то Божье Типы русских храмов.Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями Крестово-купольные храмы.Всё центральное пространство храма в плане образует крест. Пирамидальная композиция: от Шатровые храмы.Внутреннее пространство едино. Снаружи венчает храм шатёр – вытянутая вверх, высокая четырёх- или восьмигранная крыша. Ярусные храмы.Состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, Церкви-ротонды.Круглые в плане постройки, подобные павильону. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные Храмы-корабли.Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабли. Храм как образ космоса.апсидыбарабанкуполкуползакомарыподзораркатура Купола	Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества Интерьер храма12345678910111 – Алтарь 2 – Иконостас 3 – Солея 4 – Схема росписи храма.1. Спас Вседержитель2. ангелы3. пророки, апостолы4. евангелисты5. Богоматерь Оранта6. Евхаристия7. святители8. мученики Дива дивные.	О прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце, на Храм Покрова на Рву, или собор Василия Блаженного.Москва. Преображенская церковь. Кижи. Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Храм святителя Николая Чудотворца в Хамовниках. Церковь Вознесения в Коломенском Храм Воскресения Христова.Петербург. Церковь Покрова на Нерли. Чесменская церковь в Москве. Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове.Москва. БлаговестСреди дубравыБлестит крестамиХрам пятиглавый С колоколами	Их звон призывный	Через могилы	Гудит так дивно	И так Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 года.	Колокола помещали в В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно 4000 храмов. На их На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505-1508 гг. и имеющей Колокола были большие и малые. Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного Огромнейший и единственный по своей величине во всём мире считается московский Царь-колокол С древних времён колокола проходили обряд освещения, и только потом их помещали на колокольню. Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он Различают два вида церковного звона: благовест и собственно звон.Благовест – это мерные Малиновый звон.Особенно любим русским человеком малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, Не всякий мог стать звонарём. Звонари-умельцы были в почёте. Они легко различали Что такое колокол?Колокол – это «самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент». Такое научное определение Колокол – металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру дна У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и богатый, На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопросов, какими должны быть Все эти сведения и расчёты хранились в секрете. Правильную форму колокола удалось В звоне колокола, т.е. в его звуковом спектре, присутствуют неслышные звуки – Не потому ли, когда бьют колокола, в душе возникают ощущение торжественности, причастности Из чего льютколокола?Наилучший материал для изготовления колоколов – бронза, состав которой 4 Подъём колокола на колокольню. В верхней части шатра колокольни располагаются «слухи» - отверстия (окошечки, убывающие по Русские зодчие умело использовали для усиления и создания особенностей распространения звука окружающий Царь-колокол или Большой Успенский колокол Московского Кремля. «Ссыльный» угличский колокол. Церковные колокола против чумы. Творческие заданияи упражненияУпражнение 1Упражнение 2Упражнение 3Упражнение 4Упражнение 5Упражнение 7Упражнение 6Работа с документом Определите типы русских храмов:крестово-купольныйшатровыйярусныйцерковь-ротондахрам-корабль Рассмотрите храмы Василия Блаженного в Москве и Вознесения в Коломенском.Найдите в облике Определите архитектурные шедевры:Храм Покрова на Рву, или собор Василия Блаженного.Преображенская церковь. Кижи.Церковь Вспомните!Из чего складывается понятие красоты в архитектуре. Что делает прекрасной церковь Покрова на Нерли. Рассмотрите реконструкцию храма Святой Софии в Киеве. XI век.Найдите у Софийского собора Найдите соответствия:мерные удары в один большой колокол, они созывают прихожан на службу Презентация «Дива дивные»: назовите «типы» храмов и архитектурные стили, которые использовались при Работа с документом.Сириец Павел Алеппский об Успенском соборе Кремля (XVII век).	Церковь имеет Работа с документом.Сириец Павел Алеппский о мозаиках Софийского собора в Киеве (XVII Что такое архитектура? Из чего складывается это понятие согласно Витрувию?Что служило строительным Словарь Купол – свод с полушаровидной, а затем (с XVI века) в форме Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом. Аркатура – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру. Апсиды (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие. Подзор – украшение под карнизом кровли в виде декоративных досок с глухой Закомары – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролёты свода. Внутреннее пространство организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского – Алтарь (в переводе с латинского – жертвенник) находится в восточной (главной) части В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) Иконостас - стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь от остальной части церкви. Солея – возвышенная часть пола перед иконостасом. Амвон – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся Клирос – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное Паруса – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны Внешняя часть притвора – крыльцо храма – называется папертью. С давних времён Врата — ритуальные двери в храме. В православном храме четверо врат. Трое Жертвенник — возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы.От Иерусалимского Храма Горнее место — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме Материалы взяты с сайтов:www.hristianstvo.ru www.smallbay.ruWWW.hram.ru www.yandex.ru
Слайды презентации

Слайд 2
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где

В потемневших лучах горизонтаЯ смотрел на окрестности те,Где узрела душа ФерапонтаЧто-то

узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли

из грёзы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель…
Н.Рубцов.

Слайд 3 Типы русских храмов.
Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры.

Типы русских храмов.Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми

Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из

пелёнок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путём.

Слайд 4 Крестово-купольные храмы.
Всё центральное пространство храма в плане образует

Крестово-купольные храмы.Всё центральное пространство храма в плане образует крест. Пирамидальная композиция:

крест. Пирамидальная композиция: от центрального купола все формы храма

постепенно понижаются.

Слайд 5 Шатровые храмы.
Внутреннее пространство едино. Снаружи венчает храм шатёр

Шатровые храмы.Внутреннее пространство едино. Снаружи венчает храм шатёр – вытянутая вверх, высокая четырёх- или восьмигранная крыша.

– вытянутая вверх, высокая четырёх- или восьмигранная крыша.


Слайд 6 Ярусные храмы.
Состоят из поставленных друг на друга и

Ярусные храмы.Состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху

постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Храм изобилует богатым внешним

декором.

Слайд 7 Церкви-ротонды.
Круглые в плане постройки, подобные павильону. В храмах-ротондах

Церкви-ротонды.Круглые в плане постройки, подобные павильону. В храмах-ротондах нередко встречаются такие

нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами

или колонны вдоль стен по кругу.

Слайд 8 Храмы-корабли.
Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне

Храмы-корабли.Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабли.

напоминает корабли.


Слайд 9 Храм как образ космоса.
апсиды
барабан
купол
купол
закомары
подзор
аркатура

Храм как образ космоса.апсидыбарабанкуполкуползакомарыподзораркатура

Слайд 10 Купола
Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два

Купола	Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два

купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе

Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов. В России возникали также и очень своеобразные, выразительные многокупольные ансамбли. Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.

Слайд 11 Интерьер храма
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1 – Алтарь
2 – Иконостас
3

Интерьер храма12345678910111 – Алтарь 2 – Иконостас 3 – Солея 4

– Солея
4 – Амвон
5 - Клирос
6 –

Паруса
7 – Престол
8 – Горнее место и трон для иерархов
9 – Жертвенник
10 – Царские врата
11 – Диаконские врата

Слайд 12 Схема росписи храма.
1. Спас Вседержитель
2. ангелы
3. пророки, апостолы
4.

Схема росписи храма.1. Спас Вседержитель2. ангелы3. пророки, апостолы4. евангелисты5. Богоматерь Оранта6. Евхаристия7. святители8. мученики

евангелисты
5. Богоматерь Оранта
6. Евхаристия
7. святители
8. мученики


Слайд 13 Дива дивные.
О прекрасном творении человеческих рук, от вида

Дива дивные.	О прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце,

которого замирает сердце, на Руси издавна говорят: «диво дивное».


Есть на Руси храмы, созданные будто не человеческими руками, а чьей-то волшебной волей. И напоминают издали эти храмы то ли старинные корабли, устремившиеся куда-то на всех парусах, то ли пряничные города из волшебных сказок.

Слайд 14 Храм Покрова на Рву, или собор Василия Блаженного.
Москва.

Храм Покрова на Рву, или собор Василия Блаженного.Москва.

Слайд 15 Преображенская церковь. Кижи.

Преображенская церковь. Кижи.

Слайд 16 Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря.

Успенская «Дивная» церковь Алексеевского монастыря.

Слайд 17 Церковь Дмитрия на Крови в Угличе.

Церковь Дмитрия на Крови в Угличе.

Слайд 18 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

Слайд 19 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Слайд 20 Храм святителя Николая Чудотворца в Хамовниках.

Храм святителя Николая Чудотворца в Хамовниках.

Слайд 21 Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

Слайд 22 Храм Воскресения Христова.
Петербург.

Храм Воскресения Христова.Петербург.

Слайд 23 Церковь Покрова на Нерли.

Церковь Покрова на Нерли.

Слайд 24 Чесменская церковь в Москве.

Чесменская церковь в Москве.

Слайд 25 Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове.
Москва.

Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове.Москва.

Слайд 26 Благовест
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами
Их звон призывный
Через

БлаговестСреди дубравыБлестит крестамиХрам пятиглавый С колоколами	Их звон призывный	Через могилы	Гудит так дивно	И

могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и

манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною, -
И , непонятной
Томим тоскою,
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далёко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает… (А.Толстой)

Колокола


Слайд 27 Колокол – это один из символов Руси, её

Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в

силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола,

проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны.


Слайд 28 О колоколах в России впервые упоминается в летописях

О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 года.	Колокола помещали

988 года.

Колокола помещали в звонницах храма, но очень часто

– на специальных сооружениях рядом с церковью – колокольнях (с 19 в.).

Из истории колокола


Слайд 29 В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно

В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно 4000 храмов. На

4000 храмов. На их звонницах и колокольнях было по

5-10 колоколов, иногда и больше; для разных случаев – праздник, будни, беда – использовались разные колокола.

Слайд 30 На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в

На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505-1508 гг. и

1505-1508 гг. и имеющей высоту 81 метр, было 52

колокола (в последствии – 37).
Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др.


Слайд 31 Колокола были большие и малые. Масса некоторых больших

Колокола были большие и малые. Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя

колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550г.) – 2200 пудов

(36,08 м); Большого Успенского (1654 г.) – 8000 пудов (131,2 м).; Сысоя – 2000 пудов(1689 г.); Полиелейного – 1000 пудов (1683 г.).

Слайд 32 Огромнейший и единственный по своей величине во всём

Огромнейший и единственный по своей величине во всём мире считается московский

мире считается московский Царь-колокол (1735 г.), его масса свыше

12000 пудов (196,8 м).


Слайд 33 С древних времён колокола проходили обряд освещения, и

С древних времён колокола проходили обряд освещения, и только потом их помещали на колокольню.

только потом их помещали на колокольню.


Слайд 34 Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её

Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту,

силу и красоту, он напоминал о долге перед ней.

А если колокол умолкал – это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.

Слайд 35 Различают два вида церковного звона: благовест и собственно

Различают два вида церковного звона: благовест и собственно звон.Благовест – это

звон.
Благовест – это мерные удары в один большой колокол,

они созывают прихожан на службу.
Звон – когда звонят сразу во все колокола. Звон бывает четырёх видов.

Трезвон – повторяется трижды после небольшого перерыва, звучит на всенощном бдении, литургии. Трезвон – символ радостной вести о воскресении мёртвых.
Двузвон – когда звонят дважды – совершается на всенощном бдении.
Перезвон – звон в каждый колокол поочерёдно (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого. Звучит на литургии, когда совершается таинство причащения, и в некоторых других случаях.
Перебор – медленный звон в каждый колокол поочерёдно, от малого до самого большого, после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор называют похоронным звоном, он выражает скорбь об усопших.

Колокольный звон


Слайд 36 Малиновый звон.
Особенно любим русским человеком малиновый звон –

Малиновый звон.Особенно любим русским человеком малиновый звон – весёлая перекличка окрестных

весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков.

Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Пётр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России.

Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон. В 1716 году царь заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет диковина вышла из строя. В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Крас изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились исполнять без хитроумной машины: по слуху и вручную.


Слайд 37 Не всякий мог стать звонарём. Звонари-умельцы были в

Не всякий мог стать звонарём. Звонари-умельцы были в почёте. Они легко

почёте. Они легко различали колокола по их медным голосам

и безошибочно определяли, с какой церкви звонят.

Слайд 38 Что такое колокол?
Колокол – это «самозвучащий сигнальный музыкальный

Что такое колокол?Колокол – это «самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент». Такое научное

инструмент». Такое научное определение даёт Энциклопедический словарь. «Опрокинутая чаша

с малиновым звоном» - определение второе, поэтическое. Колокол – один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения – определение третье.

Слайд 39 Колокол – металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри

Колокол – металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру

которой по центру дна подвешен металлический «язык»; при их

взаимном перемещении (например, движении «языка» при помощи верёвки) происходит удар о стенку чаши, и та издаёт звук. Это четвёртое определение-описание.

Слайд 40 У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте

У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и

его звучания, и богатый, характерный только для него набор

добавочных тонов – более низких и более высоких. Именно они и создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона.

Слайд 41 На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение

На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопросов, какими должны

вопросов, какими должны быть пропорции между размерами и массой,

толщиной стенок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоническое звучание.
В XVIII в. удалось найти «правильную» форму колокола, при которой он звучал особенно гармонично: было значительно расширенно основание и наращена нижняя часть, ей придан вид заострённой массивной «губы». Диаметр нижней части равен высоте колокола, а диаметр верхней части – половине диаметра нижней.

Слайд 42 Все эти сведения и расчёты хранились в секрете.

Все эти сведения и расчёты хранились в секрете. Правильную форму колокола

Правильную форму колокола удалось найти только в 18 веке.


В начале 20 века по количеству, качеству и величине колоколов, гармонии даваемых ими звуков Россия занимала в мире первое место.

Слайд 43 В звоне колокола, т.е. в его звуковом спектре,

В звоне колокола, т.е. в его звуковом спектре, присутствуют неслышные звуки

присутствуют неслышные звуки – ультразвук и инфразвук. Наше ухо

не воспринимает их, но человек – биологическая система, и поэтому, так или иначе, отзывается на их воздействие.

Слайд 44 Не потому ли, когда бьют колокола, в душе

Не потому ли, когда бьют колокола, в душе возникают ощущение торжественности,

возникают ощущение торжественности, причастности к чему-то духовно высокому и

светлому, ощущение неразрывной связи со своей родиной, со своим народом, его историей и традициями; или, наоборот, душой овладевают печальные, тревожные чувства?

Колокол русский народный,
Колокол храма святой,
Чуден голос свободный,
Люб отголосок мне твой.
Чистые, чудные звуки
Любо душою ловить,
Или тревожные муки
В сердце больном хоронить…

Слайд 45 Из чего льют
колокола?
Наилучший материал для изготовления колоколов –

Из чего льютколокола?Наилучший материал для изготовления колоколов – бронза, состав которой

бронза, состав которой 4 части меди и 1 часть

олова (80% и 20%). Этот сплав слабо рассеивает механическую энергию за период колебания: у бронзы доля рассеяния наименьшая – 0,005. Медь и олово – мягкие материалы, но в сплаве делаются твёрдыми. В сплаве присутствуют примеси: наибольшее количество свинца (~ 2%), цинка (1,2%), железа (1,2%) – вредные примеси.

Избыток олова придаёт колоколу звонкость, но делает бронзу более хрупкой.


Слайд 46 Подъём колокола на колокольню.

Подъём колокола на колокольню.

Слайд 47 "Дома", где живут колокола
и рождаются звуки
Колокола размещаются на

колокольнях – специальных башнях с открытым верхним ярусом.
В устройстве

колоколен используется явление резонанса, причём с древних времён.

Слайд 48 В верхней части шатра колокольни располагаются «слухи» -

В верхней части шатра колокольни располагаются «слухи» - отверстия (окошечки, убывающие

отверстия (окошечки, убывающие по величине к вершине) для резонанса

звука. Кроме того, в толщу стен барабанов иногда встраивали пустые глиняные кувшины или горшки – «голосники», которые выполняли ту же роль, что и «слухи». Размеры окон звонницы делаются такими, чтобы частота колебаний столба воздуха в них совпадала с частотой звучания колокола. В роли резонатора выступает также просторное пустое пространство первого этажа звонниц, а в колокольне – весь внушительный по высоте (не в один десяток метров) столб воздуха в ней.

барабан

«слухи»

окна звонницы


Слайд 49 Русские зодчие умело использовали для усиления и создания

Русские зодчие умело использовали для усиления и создания особенностей распространения звука

особенностей распространения звука окружающий ландшафт. Церкви очень часто строили

на высоком берегу озера или реки. Звон колоколов, попадая в такой резонатор, как водная гладь, становится особенно мягким и мелодичным.

Слайд 50 Царь-колокол или Большой Успенский колокол Московского Кремля.

Царь-колокол или Большой Успенский колокол Московского Кремля.

Слайд 51 «Ссыльный» угличский колокол.

«Ссыльный» угличский колокол.

Слайд 52 Церковные колокола против чумы.

Церковные колокола против чумы.

Слайд 53 Творческие задания
и упражнения
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Упражнение 4
Упражнение 5
Упражнение

Творческие заданияи упражненияУпражнение 1Упражнение 2Упражнение 3Упражнение 4Упражнение 5Упражнение 7Упражнение 6Работа с

7
Упражнение 6
Работа с документом 1
Работа с документом 2
Творческие задания


Слайд 54 Определите типы русских храмов:
крестово-купольный
шатровый
ярусный
церковь-ротонда
храм-корабль

Определите типы русских храмов:крестово-купольныйшатровыйярусныйцерковь-ротондахрам-корабль

Слайд 55 Рассмотрите храмы Василия Блаженного в Москве и Вознесения

Рассмотрите храмы Василия Блаженного в Москве и Вознесения в Коломенском.Найдите в

в Коломенском.
Найдите в облике двух храмов то общее, что

позволяет исследователям утверждать: строители собора Василия Блаженного имели в качестве образца церковь Вознесения в Коломенском.

Слайд 56 Определите архитектурные шедевры:
Храм Покрова на Рву, или собор

Определите архитектурные шедевры:Храм Покрова на Рву, или собор Василия Блаженного.Преображенская церковь.

Василия Блаженного.
Преображенская церковь. Кижи.
Церковь Дмитрия на Крови в Угличе.
Храм

Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Церковь Вознесения в Коломенском.

Храм Воскресения Христова.

Церковь Покрова на Нерли.

Храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове.

1

4

2

5

3

6

7

8

1

5

4

3

2

8

7

6


Слайд 57 Вспомните!
Из чего складывается понятие красоты в архитектуре. Что

Вспомните!Из чего складывается понятие красоты в архитектуре. Что делает прекрасной церковь Покрова на Нерли.

делает прекрасной церковь Покрова на Нерли.


Слайд 58 Рассмотрите реконструкцию храма Святой Софии в Киеве. XI

Рассмотрите реконструкцию храма Святой Софии в Киеве. XI век.Найдите у Софийского

век.
Найдите у Софийского собора апсиды, световые барабаны, галереи, закомары,

купола, лестничную башню, порталы.

Слайд 59 Найдите соответствия:
мерные удары в один большой колокол, они

Найдите соответствия:мерные удары в один большой колокол, они созывают прихожан на

созывают прихожан на службу
повторяется трижды после небольшого перерыва,

звучит на всенощном бдении, литургии

звонят дважды – совершается на всенощном бдении

звон в каждый колокол поочерёдно (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого. Звучит на литургии, когда совершается таинство причащения, и в некоторых других случаях

медленный звон в каждый колокол поочерёдно, от малого до самого большого, после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Этот звон называют похоронным звоном, он выражает скорбь об усопших

Благовест

Трезвон

Двузвон

Перезвон

Перебор

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Слайд 60 Презентация «Дива дивные»: назовите «типы» храмов и архитектурные

Презентация «Дива дивные»: назовите «типы» храмов и архитектурные стили, которые использовались

стили, которые использовались при их строительстве? Найдите архитектурный стиль

неоготика в русских храмах. Найдите «огненные» храмы и «храмы под звоном».

Слайд 61 Работа с документом.
Сириец Павел Алеппский об Успенском соборе

Работа с документом.Сириец Павел Алеппский об Успенском соборе Кремля (XVII век).	Церковь

Кремля (XVII век).
Церковь имеет пять высоких […], густо позолоченных.

На каждом […] – […] с тремя поперечинами…
Церковь имеет три большие […]. Одна […] - с запада. Другие две […] - с юга и с севера…
Большие […] этой церкви весьма многочисленны; они идут в два ряда, одни над другими, и все изнутри широки, с большими откосами. По этой причине церковь весьма светла…
Внутри эта церковь поддерживается четырьмя выведенными кладкой […], весьма толстыми и высокими…
Главный […] очень велик, высок, открыт и светел. Престол в нём велик, над ним большой серебряный купол, утверждённый на четырёх высоких колоннах из жёлтой меди. Что касается двух […], кои находятся с правой стороны главного […], то один из них есть […] церковная. В ней хранится драгоценная утварь церкви вместе с полными царскими облачениями патриархов, числом более ста…
Что касается двух других алтарей, с левой стороны главного алтаря, то один, как мы сказали, есть алтарь, где находится […]

Выберите из предложенного списка слова, «пропущенные» Павлом Алеппским при описании Успенского собора Кремля: алтарь, дверь, жертвенник, колонна, крест, купол, окно, ризница.


Слайд 62 Работа с документом.
Сириец Павел Алеппский о мозаиках Софийского

Работа с документом.Сириец Павел Алеппский о мозаиках Софийского собора в Киеве

собора в Киеве (XVII в).
Высокий купол со многими стеклянными

окнами: их кругом двенадцать. В верхней части его изображён […] с ангелами, а по окружности барабана двенадцать […], в четырёх же углах купола четыре […] - всё это из прекрасной позолоченной мозаики с удивительными надписями…
Величественный алтарь… В нём от верху апсиды до низу по всей её длине в высшей степени прекрасное изображение […] во весь рост, которая стоит с платом у пояса с раскрытыми дланями, подняв руки. Она сделана из разноцветной блестящей мозаики с позолотой. Здесь же … изображён стол Тайной вечери, окружённый ангелами: […] передаёт направо Петру и его содругам божественный хлеб…, и вторично его же изображение: он даёт пить из чаши налево…

Восстановите по смыслу «стёртые временем» места в тексте, воспользовавшись приведёнными в списке словами: апостолы, Богоматерь Оранта, евангелисты, Иисус Христос, Христос Вседержитель.


Слайд 63 Что такое архитектура? Из чего складывается это понятие

Что такое архитектура? Из чего складывается это понятие согласно Витрувию?Что служило

согласно Витрувию?
Что служило строительным материалом на Руси? Какие вы

знаете конструкции в средневековом каменном строительстве?
От чего зависит красота архитектурного сооружения?
Расскажите об устройстве православного храма. Как здесь проявляется «формула Витрувия»?
Объясните, как схема росписи древнерусского храма связана с представлениями о нём как о космосе.
Расскажите, что вы узнали о «домах, где живут колокола»?
Что такое колокол? Когда на Руси звонили колокола?
Что обеспечивает надёжность любой постройки?
На примере архитектурных построек Древней Руси покажите, как влияли на характер сооружаемых зданий природные условия страны?

Творческие задания:


Слайд 64 Словарь

Словарь

Слайд 65 Купол – свод с полушаровидной, а затем (с

Купол – свод с полушаровидной, а затем (с XVI века) в

XVI века) в форме луковицы поверхностью. Количество куполов на

православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов. В России возникали также и очень своеобразные, выразительные многокупольные ансамбли. Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.

Слайд 66 Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания,

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

венчающаяся куполом.


Слайд 67 Аркатура – ряд небольших ложных арок на фасаде

Аркатура – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

или пояс, который охватывает стены по периметру.


Слайд 68 Апсиды (в переводе с греческого – свод, арка)

Апсиды (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

– полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.


Слайд 69 Подзор – украшение под карнизом кровли в виде

Подзор – украшение под карнизом кровли в виде декоративных досок с

декоративных досок с глухой или сквозной резьбой, а также

металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Слайд 70 Закомары – полукруглые или килевидные завершения верхней части

Закомары – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролёты свода.

стены, закрывающие собой пролёты свода.


Слайд 71 Внутреннее пространство организовано так называемыми нефами (неф в

Внутреннее пространство организовано так называемыми нефами (неф в переводе с французского

переводе с французского – корабль) – продольными частями храмового

помещения. В здании может быть несколько нефов: центральный, или главный, боковые и поперечный. Друг от друга нефы отделены рядами колонн, столбов или арок.

Слайд 72 Алтарь (в переводе с латинского – жертвенник) находится

Алтарь (в переводе с латинского – жертвенник) находится в восточной (главной)

в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия

Божия. Алтарь отделён от остального интерьера высоким иконостасом. По древней традиции находиться в алтаре могут только мужчины. Со временем присутствие в этой части храма ограничилось только священнослужителями и избранным кругом лиц.

Слайд 73 В алтаре находится святой престол (стол, на котором

В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и

лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога.

Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Слайд 74 Иконостас - стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь

Иконостас - стена, уставленная иконами и отделяющая алтарь от остальной части

от остальной части церкви. Появился иконостас только в начале

XV века. Его создателями считаются Феофан Грек и Андрей Рублёв. Главная идея иконостаса – молитва, заступничество святых перед лицом Христа, Царя Небесного, вершащего суд над людьми.

Слайд 75 Солея – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Солея – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Слайд 76 Амвон – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в

Амвон – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и

центр храма и находящаяся напротив Царских врат. Амвон служит

для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Слайд 77 Клирос – место в храме, располагающееся на обоих

Клирос – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и

концах солеи и предназначенное для хора (певчих).

Н. К. Зацепин. «Монастырки

на клиросе», 1852

Слайд 78 Паруса – элементы купольной конструкции в виде сферических

Паруса – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью

треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола

или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы.

Слайд 79 Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной

северной или южной стороны храма. От остальных частей храма

притвор отделён глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения».

Слайд 80 Внешняя часть притвора – крыльцо храма – называется

Внешняя часть притвора – крыльцо храма – называется папертью. С давних

папертью. С давних времён на паперти собираются нищие и

убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящён.

А.И.Морозов. Выход из церкви в Пскове.


Слайд 81 Врата — ритуальные двери в храме. В православном

Врата — ритуальные двери в храме. В православном храме четверо врат.

храме четверо врат. Трое расположено в алтарной части: Царские

(Святые, Великие, Райские) врата, находящиеся в середине иконостаса — через них выносят Святые Дары и имеют право проходить только священнослужители; северные, ведущие в жертвенник; южные (полуденные), ведущие в диаконник. Красные (церковыне) врата находятся в западной храма и служат для торжественных входов и выходов.

Царские врата


Слайд 82 Жертвенник — возвышение или естественный камень, на котором

Жертвенник — возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы.От Иерусалимского

приносились жертвы.
От Иерусалимского Храма жертвенник перешёл и к церкви,

где и доныне составляют принадлежность храмов, как православных, так и римско-католических (у протестантов удержалась только идея жертвенника, вследствие чего у них жертвенником называется стол, к которому подходят верующие для причащения). Жертвенник в христианских церквях делались сначала из дерева, а со времени Константина Великого — и из камня.

С VI века католическая церковь стала исключительно допускать только каменный жертвенник; а на Востоке и доныне употребляется деревянный.
Отличие жертвенника в христианстве от других религий состоит в том, что на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии.


Слайд 83 Горнее место — часть православного храма, располагается у центральной

Горнее место — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены

части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место

имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Свое название горнее место получило от святого Иоанна Златоуста, назвавшего его в тексте литургии — «Горний престол». Горний по-славянски значит вышний, возвышенный. В древности горнее место называлось иногда «сопрестолием» — совокупностью престолов-седалищ.
В Православной церкви во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам. Таким расположением епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов.

Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой должен возжечь и водрузить светильник на горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола со стороны горнего места, на стене которого миром начертывается крест.


Слайд 84 Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное

Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском

помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников

(прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов). Лицо, заведующее ризницей, называется ризничим.
В православных храмах ризницы бывают двух видов:
Малая ризница, именуемая диаконник, находится в одном из алтарей за иконостасом, обычно справа от горнего места. Представляет из себя один или несколько закрытых ризничных шкафов, в которых обычно хранятся текущие облачения, церковная утварь и богослужебные книги.
Большая ризница представляет собой отдельную комнату вне алтаря, или пристройку (например, при большом соборе), или отдельное здание (например, в монастыре).

  • Имя файла: hramy-rossii.pptx
  • Количество просмотров: 207
  • Количество скачиваний: 1