Слайд 2
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого
притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного
промысла резных деревянных игрушек и скульптур.
Слайд 3
Богородские крестьяне из липовых чурбаков, в зимнее время,
вырезали примитивными инструментами фигурки животных, людей, героев народных сказок.
Ехали в Троицкую лавру и продавали паломникам. Особенной популярностью пользовались игрушки с движением. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку живой, привлекательной.
Слайд 4
Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую
начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не
помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.
Слайд 5
Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская
семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из
чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аукав». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «богородской»
Слайд 6
Второе предание повествует о том, как житель Сергиева
Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового
чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.
Слайд 7
Сюжеты богородской деревянной игрушки - это чуть смешные
гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты,
медведи и курочки. Часто эти игрушки умеют двигаться: кузнецы куют, курочки клюют, кот ловит рыбку. Фигурки приходят в движение с помощью незатейливого механизма - детали крепятся на ниточке к внутренней планке, сдвигается планка - фигурка оживает
Слайд 8
В настоящее время ситуация на промысле сложная, но
фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в
богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию
Слайд 10
Когда появилась первая матрешка в Сергиевом Посаде, точно
не известно. Рассказывают, что сам Сергий Радонежский вырезал и
дарил детям деревянные игрушки. За двести лет до появления матрешек в Сергиевом Посаде уже занимались игрушечным промыслом.
Слайд 11
В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок,
девушек в кокошниках, неваляшек. Ими играли и царские, и
крестьянские дети. Расцвета промысел достиг в конце XVIII – начале XIX веков.
Слайд 14
В XIX веке матрешек начали делать в столичной
мастерской «Детское воспитание», потом была освоена роспись матрешек в
Сергиевом Посаде.В это время и родился тот тип матрешки, которую называют «загорской» (в честь старого названия
города), или матрешкой г. Сергиева Посада. Всплеск интереса к
новой русской игрушке и начало массового ее изготовления приходится на начало ХХ века и связано со Всемирной выставкой
в Париже.
Слайд 15
Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые
темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевском
каноном. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрёшек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря
оригинальности конструкции и своему
народному характеру
Слайд 16
Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме
матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками,
узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой,
старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со
свечками в руках,
внутри помещались
родственники.
Была выпущена
большая серия бояр.
Слайд 19
Мастера нашего времени вдохнули свою фантазию в старинное
ремесло, игрушка снова расцвела всеми красками . Яркая, радостная
роспись каждой матрешки Сергиева Посада – подарок для ребенка и тема для искусствоведа.
Слайд 20
Матрешки в Сергиевом Посаде очень разные. У одной
три сестрички, у другой их пятьдесят. Девицы из одного
семейства могут держать в руках по котенку, другие - по цветку или по платочку.
У каждого умельца матрешки
имеют свое лицо,
наряд и окружение