Слайд 2
Ход исследования:
Вальс (от немецкого walzer, бальный
танец) вобрал черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных
вечерах весело кружились парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс.
Opera от итальянского означает «сочинение».Опера- музыкальное театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство.
Балет – театральное представление – танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.
Слайд 3
Гипотеза:
На основе интонаций бытовых танцевальных жанров,
в частности вальсов, могут рождаться развёрнутые музыкальные произведения, такие
как балет, опера и симфония.
Слайд 4
Цели:
Выяснить наличие вальсовых интонаций в балете П.И. Чайковского
«Щелкунчик».
Найти вальсовые интонации в опере С.С.Прокофьева «Война и мир»
Раскрыть
тяготение к «серьёзной» музыке одного жанра – вальса.
Слайд 5
Задачи:
Раскрыть более широко понятие жанра вальс.
Уметь различать вальсовые интонации и ритм от других
танцевальных интонаций и ритмов.
Слайд 6
История возникновения вальса.
Родиной вальса считают
сразу три страны: Францию, Чехию и Австрию.В середине ХУII
СТОЛЕТИЯ во Франции бытовал народный танец вольт.
В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант.
В Австрии танцевали степенный танец лендлер.Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер.
Слайд 7
Новый танец вальс соединил в
себе элементы вольт, фурманта, лендлера и вальцера. Вальс вышел
из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. Только принят он был там не сразу. Во дворцах новый танец считался неприличным. Но, несмотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам Европы. За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс считался символом юности, любви, жизни.
В творчестве композиторов различных стран и эпох вальсы бывают разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, веселыми и грустными, мятежными и нежно- поэтическими.
Слайд 8
В удивительном вальсе кружились дома,
и старинные храмы
несли купола,
и на лучших страницах раскрылись тома,
и
звонили беззвучные колокола.
Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов,
вальс к лицу лицо, без прикрас,
вальс военных дней, смерти и огней,
вальс судьбы моей, жизни вальс,
Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм,
вальс огней реклам, вальс дождей,
вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз,
вальс травы в покос, вальс людей.
А. Дольский
Слайд 9
Вальсовая ритмика
Чайковский-реформатор русского балета, свершивший «полный
переворот» в балете, переосмысливший его отдельные жанры, в частности-
вальса, который в музыке Чайковского» перестает быть вальсом жанра», а «становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа».
Слайд 10
Анализ вальса из оперы « Война и мир»
С.С.Прокофьева.
Если ария Кутузова- важнейшая точка темы войны
в опере С.С.Прокофьева, то важнейшей точкой темы мира является известный лирический вальс. Он звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из главных героев романа- Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце , в сцене смерти Андрея, этот вальс звучит как воспоминание о счастье.
Слайд 11
Вывод:
Проанализировав и проследив историю возникновения вальса,
его распространение в музыкальном мире, мы подтверждаем гипотезу, что
вальс существует не только как отдельное произведение, но и является частью таких крупных произведений как оперы, балета, симфонии и других.