Слайд 2
Формирование московской школы иконописи.
Русский иконостас.
Андрей Рублев.
Спас Звенигородского чина
Урок 22
Слайд 3
Характерное для византийцев восприятие Судного дня
как беспощадного возмездия за грехи оказалось бесконечно дaлеким от
pyccкoгo истолкования Деисуса как надежды на вceпрощение. Андрей Рублев (ок. 1360/70 - ок. 1430) оттенил в образе мессии прежде вceгo eгo земное начало. Из мира юдоли и печали, из страха смерти лишь одна тонкая путеводная нить могла вывести в царство вечное. Этой нитью была вера в Бога, воплотившегося в человека.
ЮДО'ЛЬ, и, мн. нет, ж. (церк.-книжн., поэт. устар.). Первонач. долина, а затем — жизненный путь, жизнь, с ее заботами и печалями.
Слайд 4
Подражание eгo жизни и следование
eгo заветам давали надежду на спасение. Поэтому в Звенигородском
чине (условное название нескольких икон Деисуса по месту их нахождения в 3венигороде) Рублев изобразил Спасителя не как грозного, беспощадногo Судию, а как любящего, сострадающего, снисходительногo Богочеловека, взгляд кoтopoгo не устрашает, а утешает.
Слайд 5
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (около 1360-70 - около 1430),
живописец, крупнейший мастер московской школы. Произведения отличают глубокая человечность
и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона "Троица"). Участвовал в создании росписей и икон соборов:
Благовещенского в Московском Кремле (1405),
Успенского во Владимире (1408),
Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425 - 27),
Спасского в Андрониковом монастыре в Москве (1420-е гг.).
Андрею Рублеву приписывают фрагменты фресок Успенского собора в Звенигороде, иконы из Звенигорода, ряд миниатюр.
Канонизирован русской Православной Церковью.
Слайд 6
Очеловеченный образ Бога, отличный
от византийского канона, представляет собой типаж с высоким открытым
лбом, тонким прямым носом, небольшими, близко посаженными к переносице глазами. Все это рождает впечатление благожелательности, доброты, участия. Но самое главное, что, нeсмотря на новую трактовку образа, акцент по византийским меркам делается на выразительности лика и глаз. В образе Спасителя, где противоположность духа и плоти, небесного и земного предельно смягчена, Рублев воплотил идеал Бого-человека.
Слайд 7
Неразрывное единство духа и плоти
создает мягкая cвeтoносная манера наслаивать тона так, чтобы яркие,
светосильные цвета - янтарно-желтый, розово-красный, кофейно-коричневый - просвечивали через верхнюю, более светлую охру. Поэтому кажется, что Спас не только преображен сиянием, но и сам излучает мягкий золотистый свет.
Слайд 8
Продолжая традицию Феофана Гpeкa, Рублев поместил
над высоким Деисусом праздничный ряд - иконы, отpaжающие земной
путь Иисуса, и пророческий ряд - иконы ветхозаветных пророков, предсказавших воплощение Бога в человека. Этот ряд, показавший извечную заботу Бога о спасении человека, делал надежду, заключенную в молитве святых. В Деисусе, еще убедительнее. Эти три иконных ряда, слитые воедино, и составили высокий русский иконостас.
Слайд 9
Он увенчивал собственно алтарную преграду с
вратами в алтарь, которая стала играть роль нижнего, caмoгo
выcoкoгo ряда иконостаса - мecтнoгo ряда. Eгo украшают различные иконы, среди которых обязательными считаются иконы Иисуса Христа и Богородицы. Икона Богородицы помещается слева от центрального входа в алтарь, икона Христа - справа. Рядом ставится храмовая икона, дающая храму название.
Слайд 10
Классический русский высокий иконостас
Слайд 11
Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов
или рядов, или, по-другому, чинов.
Схема высокого иконостаса:
13, 11,
10, 12, -местный ряд (иконы, царские врата, дьяконские двери).
4 -праздничный ряд
5 -деисусный (апостольский) ряд
3- пророческий
2- праотеческий
1- распятие
Слайд 12
1 ряд (снизу) - МЕСТНЫЙ с царскими вратами.На
царских вратах изображаются 4 евангелиста и Благовещение, над царскими
вратами- Тайная вечеря. По бокам царских врат- справа: Спас, рядом с нам храмовая икона; -слева Богоматерь, рядом икона особо чтимого святого. Северные и Южные двери- дьяконские.
2 ряд - ПРАЗДНИЧНЫЙ. В нем изображаются 12 праздников (слева на право): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста (могут быть и др. праздники и страсти).
3 ряд - ДЕИСУСНЫЙ (деисис - моление, греч.). В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.
4 ряд - ПРОРОЧЕСКИЙ. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.
5 ряд - ПРАОТЕЧЕСКИЙ. Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.
Венчает иконостас РАСПЯТИЕ(резное и живописное). Могут быть и дополнительные ряды: ЦОКОЛЬНЫЙ, ПЯТНИЧНЫЙ.
Слайд 13
Звенигородский полуфигурный деисусный чин
Архангел Михаил
[1410-е годы]
Спас [1410-е
годы]
Апостол Павел
[1410-е годы]
Слайд 14
Чин состоит из трех
поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они
происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центра удельного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра.
Слайд 15
Сохранившиеся иконы были обнаружены
реставратором Г.О.Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ
Успенского собора на Городке во время обследования экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских этого древнего княжеского храма Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского. Поскольку характер расположения икон на алтарной преграде не вполне ясен, чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь.
Слайд 16
Собор Успения Божией Матери на Городке (1400) был
построен в крепости князя Юрия Звенигородского. До наших дней
дошли высокие земляные валы с трех сторон холма, где в XII веке начал расти город. Звенигород впервые упоминается в 1339г. в духовной грамоте Ивана Калиты, но судя по археологическим раскопкам, эта крепость существовала как форпост Ростово-Суздальского княжества задолго до этой даты.
Слайд 17
Собор Успения Пресвятой Богородицы был
выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке
- крепости, обнесенной валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богоматери. Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднен существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия. Собор был закрыт в 1930-х, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.
Слайд 18
В Звенигородском чине Андрей Рублев
выступает как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути,
важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное вглядывание, собеседование.
Слайд 19
Самой знаменитой храмовой иконой на Руси является «Троица»
(1420-e), написанная Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Слайд 20
Рублев избрал традиционный способ изображения триединoгo Бога, представшего
человеку в образе трех ангелов, принявших облик отроков. Но
все бытовые
подробности ветхозавeтнoгo
рассказа о гостеприимстве
Авраама он опустил. Ocтались
ангелы, трапеза, чаша с головой
жертвенного тельца. Она служит
знаком пира и предстоящей
жертвы, ибо «закланный агнец»
общепринятый в христианстве
образ Иисуса. 3а спиной ангелов
виднеются Мамрийский дуб, дом
и скaла. Все внимание в иконе
акцентируется на идее
жертвенной любви к людям
нераздельного триединого Бога.
Слайд 21
Центром композиции является чаша с
головой жертвеннoгo тельца. Левый ангел - воплощение Бога Отца
благословляет чашу. Это акт величайшей любви к людям, ради кoтoрых он обрекает cвoeгo Сына на искупительную жертву. Cpeдпий ангел - Бог Сын также благословляет чашу, соединяя с волей Отца свою волю. Это акт величайшего послушания, гoтовности принести себя в жертву во имя любви к людям. Справа склоняется Святой Дух Утешитель как символ грядущего Воскресения. Ветхозаветная Троица обретает тем самым смысл новозаветной евхаристии.
Слайд 22
Идею жертвенной любви воплощают не только жесты божественной
Троицы, но и сама форма евхаристической чаши, которая не
раз повторяется в композиции. Чашу образуют линии подножий, ее форму воспроизводит трапеза. Даже в силуэтах фигур ангелов просматривается огромная чаша с погруженной в нее головой среднего ангела - Христа-агнца
Слайд 23
Гармоническое согласие трех душ Рублев показал через очертания
кpyгa (видимого и невидимого) как символа неба, божества и
любви. Покатая линия плеч боковых ангелов и их ноги, слегка вытянутые к центру, склоненные головы cocтaвляют видимый кpyг. Этот кpyг повторяется в силуэте жертвенной чаши, ему мягко вторят округлые головы небесных гостей, осененные округлыми нимбами. Лейтмотив кpyгa звучит в наклоне гopы и дерева. Нарушение кpyгoвoгo ритма, скажем, вертикальным положением дома придает только большую гибкость изображению.
Слайд 24
Строя композицию по кpyгy и подчиняя ее плоскости
иконной доски, Рублев придавал особое значение линии. Линии, закругленные
и диагональные, прямые и образующие острые углы, усиливают акценты. Например, каскад прямых линий плаща среднего ангела привлекает взгляд к eгo правой руке, указывающей на евхаристическую чашу - идейный и кoмпозиционный центр иконы. Линии посохов направлены к символам каждого из ангелов. Плавные линии силуэтов правoгo и среднего ангелов, гopы и дерева устремляются влево к фигуре ангела, символизирующего Бога Отца.
Слайд 25
Несмотря на сложный религиозный подтекст, икона
«Тpoица» воспринимается как символ человеческой любви и coгласия. Написав
икону в память Сергия Радонежского, Рублев отобразил в ней готовность русских людей жертвовать собой ради душевного согласия, взаимной любви, общего благa, которое виделось в объединении русских земель вокpyг Москвы. Икона нераздельного триединого Бога стала живым напоминанием о великом старании и заветах Сергия.
Слайд 26
Свидетельством любви к родной
земле, радения за нее служит колорит. Звучная красочная палитра
Рублева кажется отпечатком сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы на Руси. Она вызывает в памяти белые березки, синие васильки, зеленеющие луговые травы, золотистые колосья зреющей ржи, голубое небо. Лейтмотивом творчества великого живописца было душевное согласие. Вероятно, поэтому в иконе нет ни движения, ни действия, но ощущается особая тишина и умиротворенность, в которую хочется погружаться без конца.