Слайд 2
Особенности профессии
Режиссер-постановщик – это творческий лидер проекта в
кинематографе, на телевидении или в театре. Он отвечает за
художественную составляющую произведения.
Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.
Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.
Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.
Представим несколько вариантов этой профессии.
Слайд 3
Театр
В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке:
выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со
звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр.
При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.
Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.
Слайд 4
Цирк
Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как
отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями,
годами отрабатывают свои номера. Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка – это не только люди, но и дрессированные животные.
Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра – сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.
Слайд 6
Кино
Кино – это сложный производственный процесс. У кинорежиссёра
есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе
с актёрами, помощник режиссёра, консультанты и пр.
Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий.
Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука. Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучивания.
Слайд 8
Но также есть и те, кто совмещает работу
в нескольких сферах. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал
известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г., он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве.
Каждый спектакль Захарова – событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других.
В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».
Слайд 10
Рабочее место
Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении,
в театре, цирке и пр. – в зависимости от
специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.
Слайд 11
Важные качества
Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление,
хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и
лидерские качества.
И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.
Слайд 12
Знания и навыки
Режиссёр должен владеть теорией и
практикой режиссуры, актерского мастерства,
основами сценического и музыкального оформления, операторского
искусства, понимать законы драматургии.
Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных произведений драматургии, кинематографа.
Желательно знание иностранных языков.
Слайд 13
Образовательные учреждения
Драматический и музыкальный театр:
• Российский университет театрального
искусства – ГИТИС
Режиссерский факультет
Кафедра режиссуры драмы
• Санкт-Петербургский Гуманитарный университет
профсоюзов
Факультет искусств
Специальность «Режиссура театра»
• Театральном институте им. Б. Щукина
Режиссёрский факультет
Специальность «Режиссура театра»
и другие
Слайд 14
Цирк, шоу-программы:
• Российский университет театрального искусства – ГИТИС
Режиссерский
факультет
Кафедра режиссуры цирка
Специальность «Режиссура цирка»
• Московский государственный университет культуры
и искусств (МГУКИ)
Театрально-режиссерский факультет.
Специальность «Режиссура театра».
Специализация «Режиссура эстрады».
Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и «Режиссура шоу-программ».
• Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»