Слайд 3
Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду,
в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов.
Это знаменитая гжельская керамика, или просто гжель.
Слайд 4
Где мог увидеть мастер эту особую элегантно- изысканную
красоту сочетания белого и синего? Секреты красоты таятся в
самой природе, которая всегда остается для художника великим и мудрым учителем.
Слайд 5
Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной
керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень
(Турыгино, Гжель, Речицы и др.).
Слайд 6
Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды — край
богат залежами гончарных глин.
Слайд 7
В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда,
становясь звонкой и прочной.
Слайд 8
Вслушайся в слово «гжель» — и ты уловишь
в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать».
Слайд 9
МАЙОЛИКА
Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200
лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия
из красной глины с многоцветной росписью по белому.
Слайд 10
МАЙОЛИКА
Это майолика. Ее делают и сейчас. Присмотрись к
гжельской майолике: ее формам, лепным украшениям, нарядной росписи.
Слайд 11
МАЙОЛИКА
Посмотри, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и
«кумган». Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили
на память. Запомни форму этих сосудов.
Слайд 17
ФАРФОР
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской
черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Слайд 18
Давай рассмотрим современные образцы гжели. В ней по-прежнему
разливается синь-синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер
сошла на белизну посуды.
Слайд 19
Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную
пластику — забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.
Слайд 22
Обрати внимание на причудливые декоративные формы фарфоровых изделий.
Слайд 23
Вот масленка Рыба-кит. С какой выдумкой и фантазией
она решена! Основание ее окружено лепным орнаментом в виде
волн. А крышка — словно ожившая сказка, представленная в образе гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями.
Слайд 24
Все здесь необычно: и струи-завитки, бьющие фонтаном из
головы кита, и глаз-цветок, и стройный собор, который одновременно
служит ручкой крышки, и строгий орнамент из ромбиков — символических знаков земли. Щедрая фантазия мастерицы преобразила обычный бытовой предмет в яркий художественный образ.
Слайд 25
Создавая это изделие, мастер творил во всех трех
видах деятельности: декоративной, конструктивной и изобразительной. Задумайся, в чем
проявилась каждая из них.
Слайд 26
Вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми
вширь формами. Что в нем особенно тебе нравится? Что
делает его художественным произведением?
Слайд 27
Почему мастер именно так разместил лепные фигурки? Какой
смысл прочитывается в декоративных лепных деталях и в росписи?
Слайд 28
Посмотри, как легкий узор-гирлянда бережно оплетает форму тулова,
горлышко и крышечку квасника, едва касаясь носика и ручки
и оставляя нетронутой ослепительную белизну сосуда. И потому он смотрится так празднично, нарядно.
Слайд 29
Посмотри еще раз, как взаимосвязаны скульптурные фигурки, нарядная
роспись с формой керамического сосуда.
Почему они именно такие?
Слайд 30
РОСПИСЬ
Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти
и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда.
Слайд 31
Один мазок — лепесток, другой, третий — и
вот уже роза готова, и в ней можно различить
оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному.
Слайд 32
Один мазок — лепесток, другой, третий — и
вот уже роза готова, и в ней можно различить
оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному.
Слайд 33
Один мазок — лепесток, другой, третий — и
вот уже роза готова, и в ней можно различить
оттенки черного, постепенный переход от светлого к темному.
Слайд 34
Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону»
или «мазок с тенями».
Слайд 35
Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия:
прямая, волнистая, спиралевидная,
округлая.
Слайд 36
Она то подчеркнет форму цветка, листика, а то
вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется
стебельками, завьется спиралью усиков.
Слайд 37
ЗАДАНИЕ
Вначале нужно нарисовать выразительную форму посуды.
Лучше всего
в самом начале покрыть синей краской носик, ручки, подчеркнуть
горлышко или основание сосуда и приступить к основной росписи на тулове сосуда. Тебе понадобятся мягкие круглые кисти.
Слайд 38
ЗАДАНИЕ
Начни писать цветок с середины. Набрав только раз
краску на одну сторону кисти, прописывай ею весь цветок,
накладывая мазок за мазком. Чтобы получился округлый мазок, можно заготовку-форму вращать. Первый лепесток у тебя будет темным: ведь краски на кисти много.