Слайд 2
Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ»,
«портрет».
В период формирования христианского искусства в Византии этим словом
обозначалось всякое изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено.
Слайд 3
Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной
иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.
Слайд 4
Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в
содержании так и в форме. При помощи красок, форм
и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.
Слайд 5
Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела
или события в Священной Истории можно назвать иконой.
Протоирей
Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской Мадонне Рафаэля: "Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но... безблагодатность. Молиться перед этим изображением: - это хула и невозможность! Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".
Слайд 6
Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно
открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас
«поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным
Слайд 7
Цель иконы – не в том, чтобы возбудить
или усилить в нас то или иное естественное человеческое
чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна.
Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.
Слайд 8
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Основные образа, занимающие
центральное положение в богослужении: образ Спасителя Бога и образ
Пресвятой Богородицы. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа и Богоматери.
Слайд 9
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Церковное Предание утверждает
существование иконы Спасителя еще при Его жизни – это
образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.
История этого образа сводится к следующему: Эдесский царь Авгарь. Больной проказой, послал ко Христу своего архивария-художника, прося Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер свой лик платком, и на этом платке отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился. Это сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы.
Плат долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище города.
В 944 году византийские императоры выкупили Нерукотворный Образ у Эдессы. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г. следы плата теряются.
Слайд 10
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
Первые иконы Божией
Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после
Пятидесятницы написал их три
Слайд 11
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
По церковному преданию,
икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым
трапезничал Христос с Марией и Иосифом. Это тип иконы называется «Елеуса» («Умиление»). Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и в молчании переживающей их неизбежность.
Владимирская икона Божией Матери
Слайд 12
Первые иконы Спасителя и и Божией Матери
Другой образ
относится к типу «Одигрия» («Путеводительница»).
Икона выражает уже не
безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.
Слайд 13
Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в
том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками
со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом
Тихвинская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери
Троеручица (Трихейруса)
Слайд 14
Первые иконы Спасителя и Божией Матери
И, наконец, третья
икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Четких данных об
этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа "Оранта" ("Молящаяся"). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя "Нерушимая стена".
Слайд 15
Посредством иконной живописи «…мы созерцаем изображение телесного Его
вида и чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне
удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми (…)». (преп. Иоанн Дамаскин)