Слайд 2
Иконографические типы Спасителя
Умилясь на нежный облик твой
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
М.Волошин
Звенигородский Спас
(Андрей Рублев)
Слайд 3
Икона - это то же, что и священная
книга,
но только в линиях и красках. В священной
книге мы
читаем Божии слова, а на святой
иконе созерцаем святые лики.
Главная функция иконы – Молитвенная. Молитвенное почитание, которое человек
воздает иконе, относится не к дереву и краскам,
не к произведению искусства, каким бы совершенным оно ни было, а восходит к
Первообразу, к Первообразу возносится
и молитва человека.
Слайд 4
Спас Вседержитель со сценами деяний и страстей
Спас Вседержитель
Слайд 5
Канон иконы держится на трех неизменных источниках –
Священном Писании, Священном Предании и литургическом опыте Церкви.
Догмат- незримая
основа иконы.
Сакральное, литургическое, богословское значение иконы – главное, ради чего она создавалась.
Икона – это:
1. Явление сакральное, богословско-догматическое.
2.Отражение истории духовного опыта, Церкви и Отечества.
3.Произведение искусства.
Слайд 7
Как жили и работали мастера иконных дел.
И он,
пишучи святую икону, только по субботам
И по воскресеньям причащается
пищи и с великим радением, бдением и в тишине великой соверши ее.
Архимандрид Пахомий
Слайд 8
Иконографические типы Спасителя.
Спас Нерукотворный
Господь Вседержитель или Пантократор
Господь на
престоле
Спас в Силах
Спас Эммануил
Слайд 9
Внешний облик Иисуса Христа
«В настоящее время,- пишет Лентул,-
явился в Иудее человек, называющий себя Иисусом Христом. Ученики
Христа называют его сыном Божиим. Этот человек высок ростом и имеет наружность, полную достоинства. Взирая на него, нельзя не любить Его и не чувствовать перед Ним благоговения. Его русые волосы вьются, локонами спадая на плечи. Чело гладко и ясно. Лицо – совершенно чистое, с легким румянцем на щеках. Взгляд приятный и открытый; нос и рот правильны…Голубые блестящие глаза удивительно привлекательны. Речь обдуманная, верная, сдержанная.Это один из красивейших людей».
Слайд 10
Спас Нерукотворный
Святой Убрус.
Слайд 11
Основные виды изображений Нерукотворного Спаса
Спас на Убрусе
Спас на
Чрепии
Плат Вероники(с 18века Христа нередко изображали не с нимбом
,а в терновом венце)
Слайд 12
Господь Вседержитель, или Пантократор
Господь Вседержитель
Слайд 13
Господь Вседержитель, или Пантократор
Спас Вседержитель
(Филипп Давыдов)
Слайд 14
Господь на престоле.
Спас на Престоле
(Новгород)
Слайд 16
Спас Архиерей Великий.
Архиерей – от греческого «Старший священник».
Небесный
Архиерей- это Христос, являющийся главой Церкви.
Слайд 17
Спас В силах
«…И вот, престол стоял на небе
и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом
был подобен камню яспису и сардису; радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И от престола исходили молнии и громы, и гласы…»
Иоанн Богослов
Слайд 18
« И первое животное было подобно льву, и
второе подобно тельцу, и третье животное имело лице, как
человек, и четвертое животное подобно орлу летящему»
Эти животные символизируют четырех апостолов, которые разносят слово Божие по четырем сторонам света.
Ангел, или некое существо с человеческим лицом- это евангелист Матфей, Лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн Богослов.
Есть и еще одно толкование этих образов:
Ангел – обозначает воплощение Бога в человека.
Телец – жертву спасителя.
Орел – духовное видение.
Лев – Царственную власть сына Божия.
Слайд 19
Спас в Силах
Феофан Грек ?
«и я видел… великое
облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а
из середины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его было видно подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла…»
Слайд 20
Спас Эммануил
« Итак, сам Господь даст вам знамение:
се, Дева во чреве примет и родит Сына и
нарекут –Эммануил»
Эммануил – «С нами Бог»