Слайд 2
Задолго до открытия европейцами Американского континента
на территории Центральной и Южной Америки возникли цивилизации:
Ольмеков,
Ацтеков,
Майя,
Инков.
Слайд 3
В каком году была открыта Америка Колумбом?
Что
же характерно для искусства этих народов?
Слайд 4
Прежде всего утверждение всемогущества и величия
священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличение
правителей и верховной знати.
Слайд 5
Художественная культура классического периода
Древнейшая из известных
сейчас цивилизаций доколумбовой Америки — культура ольмеков. Она существовала
на побережье Мексиканского залива приблизительно во II—I тысячелетиях до н. э. и исчезла в начале новой эры.
Слайд 6
Эта цивилизация названа так по имени
народа, жившего здесь значительно позже — в XI—XIV вв.
Ольмеки владели письменностью, но язык их неизвестен, и надписи расшифровать пока не удаётся.
Слайд 7
Они строили города, которые, как и
у других народов Центральной Америки, прежде всего были святилищами,
а уже потом крепостями и центрами ремёсел и торговли, как было, например, в Западной Европе. Храмы ольмеков стояли на ступенчатых пирамидах, впоследствии этот архитектурный приём у ольмеков переняли и другие центральноамериканские цивилизации.
Слайд 8
Главным божеством был ягуар (сохранилось множество
его изображений); более того, человеческие лица в ольмекском искусстве
имели несколько «кошачьи» черты.
Слайд 9
Загадочны самые характерные памятники ольмекской культуры
— огромные каменные «головы» высотой до трёх метров и
весом до сорока тонн. Их лица имеют явно африканские черты. Кого они изображают — неизвестно.
Слайд 11
Непонятно и предназначение «голов», а ведь
их зачем-то доставляли вручную за десятки километров от каменоломен!
Ольмеки были прекрасными мастерами по обработке камня.
Слайд 12
О закате ольмекской культуры ничего не
известно. В более поздние американские цивилизации перешло многое из
искусства этого загадочного народа.
Слайд 13
Классический период центральноамериканских культур изучен лучше.
У истоков его находится культура Теотиуакана (II в. до
н. э. — VII в. н. э.). Так назывался город, находившийся недалеко от современного Мехико.
Слайд 14
Два главных храма, посвященных Солнцу и
Луне, располагались на огромных пирамидах (храм Солнца стоял на
пирамиде высотой почти шестьдесят пять метров).
Слайд 18
Сравнение пирамиды
Солнца с египетской пирамидой
Слайд 21
Искусство ацтеков
В XI в. с севера
пришли новые завоеватели — ацтеки. Усвоив многое из наследия
более древних культур, они создали могучую цивилизацию. Как и у других народов Центральной Америки, огромное место в их жизни занимала религия, возможно самая жестокая в Новом Свете.
Слайд 22
Боги ацтеков требовали человеческих жертвоприношений ежедневно
—иначе миру грозила бы гибель, — а богов у
них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв, ацтеки совершали набеги на соседние племена; это называлось священной «войной Цветов».
Слайд 23
Всё искусство ацтеков было подчинено главной
цели — умилостивить богов. Их храмовая скульптура отличалась великолепием.
Сохранилось описание огромной статуи, усыпанной драгоценными камнями и жемчугом, украшенной ожерельями из золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших сцену из обряда жертвоприношения.
Слайд 24
Черепа и кости — символы смерти -частые
мотивы в этом искусстве.
Слайд 27
Художественная культура Майя
На юго-востоке Мексики, в
Гватемале, Белизе и Гондурасе с IV в. существовала, вероятно,
высочайшая цивилизация Нового Света — культура народа майя.
Слайд 28
Они обладали поразительными математическими и астрономическими
познаниями, оставив европейцев того времени далеко позади. У них
существовала развитая система письма, но почти все памятники письменности были уничтожены после запрещения её Католической Церковью в XVI в.
Слайд 29
Архитектура их свидетельствует о влиянии традиций
ольмеков и Теотиуакана: ступенчатые пирамиды, увенчанные грандиозными храмами, площадки
для ритуальной игры в мяч, внешне напоминавшей современный баскетбол, и широкие площади для всенародных обрядов.
Слайд 33
Культура Майя от нуля до бесконечности
Слайд 34
Искусство украшения зубов у майя и ацтеков
Слайд 36
Расцвет культуры майя пришёлся на конец
I тысячелетия. В X в. их прекрасные города опустели.
Причины этого до сих пор не выяснены: города не были разорены, жители, видимо, просто оставили их. В начале II тысячелетия центр культуры майя переместился на полуостров Юкатан, где цивилизация после короткого взлёта медленно угасла. Испанцы лишь довершили гибель некогда могущественного народа.
Слайд 37
Инки
Индейский народ с XI в. жил
на территории современного Перу. Империя инков занимала кроме Перу
земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины.
Слайд 38
Во главе её стоял обожествлённый правитель
— Верховный Инка, носивший титул Сын Солнца. Сами инки
составляли правящий слой империи и властвовали над покорёнными племенами.
Слайд 39
Архитектура и керамика инков менее совершенны,
чем у народов Центральной Америки; их мастера работали с
более податливым материалом — золотом. А испанцы предпочитали золото в слитках... Поэтому о мастерстве инкских художников можно судить главным образом по рассказам очевидцев.
Слайд 44
Жители Центральной и Южной Америки и
сегодня делают ткани и сосуды, продолжающие традиции тысячелетней давности.
Мотивы индейского искусства использовали такие крупные мастера, как мексиканские живописцы Диего Ривера (1886 — 1957) и Давид Альфаро Сикейрос (1896—1974).