Слайд 2
Осень. Дорога в деревне. 1877
Очень близок
к своему учителю молодой И.И.Левитан в картине «Осень. Дорога
в деревне» (1877 год, Государственная Третьяковская галерея).
Серо – оливковой скупой красочной гаммой передается хмурая, безрадостная осенняя погода с облачным небом и лужами на грязной дороге.
Слайд 3
Березовая роща. 1878 г.
Воздействие А.И.Куинджи, видно в
этюде «Березовая роща» (1878 год, частное собрание, Москва).
Оно
сказывается как в мотиве, так и в передаче солнечного света, проходящего сквозь листву и ложащегося бликами на траву и сероватые стволы деревьев.
Но как А.К.Саврасов, так и А.И.Куинджи воспринят не подражательно, а творчески, в его реалистических моментах. И.И.Левитан не утрачивает живого переживания природы и стремится правдиво передать свежесть зелени и игру солнечного света.
Слайд 4
«Вечер. После дождя» 1879 год.
В картине «Вечер. После
дождя» (не сохранилась) юный художник впервые в русской живописи
понял и попытался выразить своеобразную поэзию железной дороги. Он выступал здесь новатором, человеком, который умел улавливать новое и современное в пейзаже.
Слайд 5
Пасмурный день на Москве - реке. 1877 г.
Этюд.
Недавно обнаружилась другая работа юного И.И.Левитана – «Пасмурный
день на Москве – реке» (частное собрание, Москва, 1877 год). Здесь на дальнем плане также виднеется Симонов монастырь. Совсем небольшой этот этюд отличается живописной целостностью и интересен тем, что в нем «предчувствуются» решения некоторых шедевров художника.
Слайд 6
«Осенний день. Сокольники» 1879 г.
Помещенная в собрании П.М.Третьякова,
картина девятнадцатилетнего художника стала сразу привлекать к себе внимание.
Передача влажности воздуха играет важную роль в выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины, его элегичности.
Картина написана жидко разведенной краской, в широкой манере. Воздух как бы окутывает предметы и стирает их очертания. Художник в традиционном сюжете начинает новую живопись лирического «пейзажа настроения».
Слайд 7
«Ствол распускающегося дуба».
Этюд 1883 года.
Художественное развитие молодого И.И.Левитана шло в эти годы по
пути тщательного штудирования натуры.
Свидетельством именно такого изучения натуры являются этюды отдельных деревьев, как «Ствол распускающегося дуба» (музей Кыргыстана).
Слайд 8
«Дуб». Этюд 1880 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Изобразив стоящее
на лесной опушке крепкое дерево со светящимися на солнце
яркими листьями, купающимися в нагретом воздухе, И.И.Левитан точно передал нежный тон молодой травы у основания дуба, золотисто – оранжевый цвет источающих смолистый аромат сосен, игру теней на стволах и ветвях деревьев.
Слайд 9
«Весной в лесу». 1882 год. Этюд.
О том как росло в процессе работы на этюдах
умение видеть натуру свидетельствует пейзаж «Весной в лесу» (Государственная Третьяковская галерея).
В скромном изображении тенистого уголка леса художник замечательно передал нежность серо – зеленой листвы и желтых искорок ивовых сережек, сквозное кружево тонких веток, словно позволяя нам прикоснуться к сокровенной тайне поэзии весны.
Слайд 10
Этюд «Первая зелень. Май» (1883 г. ГТГ) поражает
своей свежестью и чистотой поэтического чувства.
И.И.Левитан выходит
на самостоятельную дорогу пленэрной живописи.