Слайд 2
Древнегреческая вазопись — декоративная роспись
сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим
обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.
Слайд 3
Древние греки расписывали любые виды
глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах
и праздниках. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.
Слайд 4
В результате длительного развития в
греческой вазописи IX—VIII веков до н. э. складывается геометрический
стиль, получивший свое название от геометрических орнаментов, которые украшали изделия керамики. Большим разнообразием отличались формы сосудов.
Слайд 5
Их росписи отличаются высоким художественным
совершенством, строго продуманной композицией и удачно сочетаются с формой
сосуда. Рисунки на вазах исполнены блестящей темно-коричневой краской, которую условно называют «лаком». Они расположены горизонтальными фризами, четко отделенными один от другого. В каждой полосе многократно повторяется определенный геометрический узор: треугольники, покрытые сеткой, ромбы с точкой посредине, различные варианты рисунка из переплетающихся линий — меандра, который впоследствии получил широкое распространение и в архитектуре и в декоративном искусстве античного мира.
Слайд 6
Лучшие образцы греческой вазописи геометрического
стиля — это афинские амфоры из Дипилона VIII века
до н. э. Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла.
Слайд 7
Со второй половины VII в. до
начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный
стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.
Геракл и Герион
Слайд 8
Эксекий считается одним из наиболее
значительных и талантливейших художников чернофигурного стиля вазописи. На одной
из самых известных чаш Эксекия (получившей название «Чаши с глазами» за изображение магических глаз на оборотной стороне и благодаря этому возможно являвшейся апотропеем) в Государственном античном собрании Мюнхена изображён бог Дионис, который как настоящий кутила возлежит в ладье. На его божественную принадлежность указывает символ Диониса — растущая вдоль мачты виноградная лоза.
Слайд 9
Также известным произведением Эксекия является
«Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями». У
этой сцены нет литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошёл, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к её герою Аяксу.
Слайд 10
Краснофигурная вазопись — одна из
наиболее известных техник древнегреческой вазописи. Она появилась приблизительно в
530 г. до н. э. в Афинах и просуществовала вплоть до конца IV в. до н. э. Краснофигурные вазы из Аттики распространились по всей Греции и за её пределами и долгое время занимали лидирующее положение на рынке высококачественной расписной керамики. Лишь немногие гончарные мастерские могли сравниться по качеству, производительности и богатству творческих идей с вазописцами из Афин.
Слайд 11
Своё название краснофигурная техника получила
благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо
противоположному чернофигурному: фон — чёрный, фигуры — красные.
Слайд 12
Изображения на краснофигурных вазах являются
важным источником информации для культурно-исторических исследований, в том числе
для изучения быта и особенностей повседневной жизни эллинов, их ритуалов и воззрений, а также древнегреческой мифологии и иконографии мифологических персонажей.
Геракл и Афина
Слайд 13
Уже в V в. до н. э.
в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим
стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.