Слайд 2
Что узнаем
Что такое сказочно-былинный (мифологический) жанр.
Познакомимся с картинами
известных художников, которые работали в сказочно-былинном (мифологическом) жанре.
В.
М. Васнецов.
Царевна – Несмеяна.
Слайд 3
Сказочно- былинный
( мифологический) жанр
Сказочно- былинный
( мифологический)
жанр – это жанр изобразительного искусства, включающий в себя
картины, написанные на сюжеты мифов, легенд, преданий, былин и сказок.
Жанр зародился в средневековом искусстве, когда древнегреческие мифы перестали быть верованиями, а стали литературными рассказами.
М. Врубель Пан.
Слайд 4
Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)
В развитии русской
культуры очень значима роль В. М. Васнецова. Его называют
«певцом русской сказки». Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты.
Они производят на зрителя огромное впечатление.
Давайте их рассмотрим.
В. М. Васнецов. Автопортрет.
Слайд 5
В. М. Васнецов. Богатыри.
Какое чувство вызывает у вас
картина?
Слайд 6
Витязь на распутье
О чём задумался витязь?
Слайд 7
Алёнушка
Почему грустит Алёнушка?
Одно из лучших произведений художника, создающее
сказочный образ сестрицы Алёнушки. Тёмный лес на втором плане,
тёмная холодная вода подчёркивают печаль девушки, её беззащитность
Слайд 8
Иван царевич на сером волке.
Сквозь мрачный зловещий лес
мчит Серый Волк Ивана – царевича с Василисой Прекрасной.
Не просто иллюстрация к знакомой с детства сказке, но и сказ о дружбе и товариществе, любви и верности. Так же картина полна оптимизма, ведь даже в таком мрачном лесу есть нежная цветущая яблонька.
Слайд 14
Михаил Врубель (1856-1910)
Врубель во всём опережал своё время.
Он открыл новые возможности цвета, научился передавать объём с
использованием многочисленных ломающихся граней.
Это позволило ему так гениально написать своих сказочных героев.
М. Врубель. Автопортрет.
Слайд 15
М. А. Врубель. Демон.
Какой демон у Врубеля?
Жестокий, мягкий, свободный, задумчивый, лиричный, злобный,
сильный, погружённый, печальный, бунтующий.
Слайд 16
Царевна – лебедь
Какой момент из сказки запечатлел художник?
Гармоническое
соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь».
Композиция
построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на нежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества.
Слайд 17
«Пан»
В картине "Пан» греческий бог превращается в русского
лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно
сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж — безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...
Слайд 18
Иван Яковлевич Билибин
( 1876 –1942)
Иван Яковлевич Билибин –
известный русский график-иллюстратор и театральный художник.
«Билибинский стиль», характерный
для его книжных иллюстраций, основан на символах русского народного творчества.
Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам и былинам воссоздают фантастический и сказочный мир.
Слайд 19
Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Обратите
внимание на орнамент по краю рисунка, взятый из народных
орнаментов
Слайд 20
Иллюстрация к
«Сказке о золотом петушке»
Слайд 21
Иллюстрация к сказке
К какой сказке сделана иллюстрация?
Почему
художник выбрал для данного рисунка такую рамку?
Слайд 22
Васильев
Константин Алексеевич
Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский
художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи
и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.
Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы
Слайд 23
Садко и морской царь
Согласно новгородским былинам, гусляр Садко,
игра которого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с
новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помощью Морского царя выигрывает заклад и становится «богатым гостем». Садко
снаряжает торговые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься по жребию на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя, Садко играет для него, тот пускается в пляс, отчего волнуется море, гибнут мореплаватели.
Слайд 27
Итог
Что такое сказочно-былинный (мифологический) жанр?
Каких русских художников- сказочников
вы запомнили?
Какие картины вам больше всего понравились?
Почему художники так
любят рисовать на тему былин сказок?
В. М. Васнецов.
Птицы печали
и радости